Revolver Maps

среда, 31 августа 2016 г.

Эзоп и его басни

Басни Эзопа – часть сокровищницы мировой культуры, на которой выросли многие из нас и мы до сих пор пользуемся и всегда будем пользоваться фигурами речи, рожденными рабом - “львиная доля” или “кислый виноград”. Мы склонны относить басни к детской литературе, но если глубже всмотреться в эти сказочные повести, то можно лучше понять древнее прошлое. Басни помогают нам проникнуть в сообщества, которые другие классические источники игнорируют.


Иллюстрации Жана-Франсуа Мартена к книге басен Эзопа, которая получила Первую премию Le Bologna Ragazzi Award на самой престижной детской Международной выставке книг в Болонье в 2011 году.(Лабиринт).


Басни существуют тысячи лет: они появились в литературе архаичной Греции около 8-го века до н.э. Но они не являются греческим изобретением, поскольку были важно частью культуры всего Ближнего Востока.

Тем не менее для нас басни ассоциируют с Эзопом. Эта связь возникла примерно в 5-м веке до н.э., когда его стали часто упоминать и использовать такие греческие авторы, как историк Геродот, комедиограф Аристофан и, согласно Платону, Сократ. В древнем мире басни были не просто историями, пригодными для детей, а важной и практически полезной частью культуры.

Сам Эзоп выглядит очень яркой и необычной фигурой, которая разительно отличается от классического греческого идеала. Он – раб, происходит откуда-то с дальних краев греческого мира, следовательно – варвар, к тому же уродлив. Несмотря на это, он оказывается главным героем повести “Жизнь Эзопа”, датируемой первым или вторым столетием нашей эры. Это уникальный текст, дошедший до нас из классической античности, дает нам очень редкий взгляд изнутри на жизнь рабов.

В этой повести Эзоп предстает как ужасно некрасивый раб, к тому же страдающий немотой, прежде чем богиня Изида дарует ему речь. Он немедленно воспользуется этим подарком, чтобы проявить свой утонченный ум. Первая часть истории рассказывает о жизни Эзопа, который был рабом философа Ксанфа с острова Самос. Эзоп постоянно соревнуется со своим хозяином и его женой. Вспомните фильм с Александром Калягиным и Олегом Табаковым в роли Ксанфа. В конце-концов Эзоп завоевывает свободу.

В дальнейшем Эзоп оказывается советником царя Вавилона. Здесь явно заметно заимствование из приключений Агика, демострирующее взаимопроникновение классической и ближневосточной культур.
Став известным, Эзоп совершает ошибку, посетив Дельфы, жители которых ошибочно обвиняют его в кощунстве и сбрасывают со скалы. Вроде бы бесславный конец, но кто смеется последним? Эрудит Плутарх повествует, что жители Дельф были наказаны богами, которые наслали на них болезнь, а Эзоп обрел вечную славу.

Ну а что с баснями, которые ассоциируют с Эзопом? Сотни их дошли до наших дней, благодаря древним коллекциям, записанные на греческом и латыни, в прозе и стихах. Александрийский ритор Элиос Феон назвал их “сказочные истории, показывающие правду”.

Об этих историях обычно говорят исходя из того, что они содержат “мораль”. Однако, эта мораль не всегда подходит детям, она может быть приземленной, насмешливой и даже непристойной.

Роли животных в баснях Эзопа полны бесконечного очарования. В них животные подчинены некоторым стереотипам поведения – лисы хитры, обезьяны умны – и очень часто мы обнаруживаем в них черты, связанные с реальным поведением животных. Так биологи Кембриджа подтвердили, что сорока способна использовать камешки, которые бросает в воду, для того, чтобы поднять уровень воды так, чтобы ей было удобно. Так делает сорока у Эзопа.

Басни Эзопа не просто развлечение и дидактика, показывают нам вид изнутри древнего общества. Римский поэт Федр, переработавший басни Эзоп в стихи, утверждает, что рабы использовали животных в баснях, когда говорили между собой, чтобы скрыть их истинный смысл.

Большое количество басен фокусируются на отношениях между хозяином (человеком) и рабами (часто обезьяны или собаки), и между правителем (часто львом) и поддаными (среди других, овцы). Они часто рисуют мрачную картину жизни угнетенных, хотя и не без черного юмора.


Эзоп был рабом, говоривший правду с помощью вымысла и показавший нам древний мир с очень редкой точки зрения – с точки зрения угнетенного.

Комментариев нет:

Отправить комментарий