Revolver Maps

четверг, 16 июня 2016 г.

Мозг... Используй его или потеряешь...

Статья впервые появилась в Mindshift Connection (vol. 1, no.1), Zephyr Press, под редакцией Ди Дикинсон (Dee Dickinson).

Мариан Кливз Дайамонд (Marian Cleeves Diamond)

Человеческий мозг это вместилище знаний и источник его поведения. Это самое сложное скопление протоплазмы на Земле и, возможно, в нашей Галактике. Эссе, посвященное ему, можно начать с одной стороны с описания его могущества и его ничтожества с другой. Предлагая несколько фактов, посвященных развитию мозга, я надеюсь показать его роль в обучении до и после рождения.

Различные части мозга развиваются с разной скоростью. Часть, составляющая верхние слои полушарий головного мозга имеет дело с познавательными процессами и называется корой головного мозга. Похоже на то, что именно кора должна изучаться, чобы понять влияние образования на мозг. Толщина коры меняется в пределах от 1.5 до 4.5 милиметров и заполнена главным образом нервными клетками. Как эти клетки реагируют на внешнюю среду или, другими словами, на обучение?

Позже всех развившаяся часть коры — неокортекс — имеет полный набор нервных клеток уже при рождении. Даже если человек проживет сто лет, у него не образуется ни одной нервной клетки в этой части мозга. Однако, наиболее быстрый рост неокортекса происходит в первые десять лет жизни.

Что же тогда там растет?

Древовидные отростки, через которые нейрон получает информацию, называемые дендритами, ответственны за большую часть послеродового роста и та нейронная сеть, которую они образуют становится «аппаратным обеспечением» мышления. Дендриты это дополнения мембраны нервной клетки, принимающие информацию от других нервных клеток.

Эти отростки очень чувствительны к поступающим сигналам — их число увеличивается, когда их используют и уменьшаются при безделье. Фраза «используй или потеряешь» точно определяет этот процесс.

Хотя большинство исследований, свидетельствующих о платичности мозга, проводятся на животных, эксперименты Института Исследований Мозга при унивеситете в Беркли показывают похожие результаты у людей. Область Вернике, работающая с пониманием слов, имеет больше дендритов у людей с высшим образованием, чем у людей со средним образованием.

Увеличение роста коры, являющееся следствием стимулирующей среды ( то есть обучения), было установлено для любого возраста, даже очень пожилого. Наибольшие изменения — до 16% увеличения - были отмечены, в возрасте, когда кора растет наиболее быстро — первые десять лет. Предоставляя детям богатый опыт с помощью обучения и познавательных событий, мы увеличиваем у них число дендритов. Сами по себе они не помогут, но это хороший старт!

Поскольку нет двух полностью идентичных человеческих мозга, ни одна какая-то одна методика не может полностью удовлетворить всех учащихся на все время. Число условий безгранично. Для некоторых, наиболее полезным будет физическое взаимодействие с объектами, для других поиск и обработка информации будет доставлять наибольшую пользу, еще для кого-то работа с идеями будет наиболее приятной. Не имеет значения, какая форма применяется, важно, чтобы нервные клетки были задействованы и загружены. Данные свидетельствуют, что пассивного наблюдения недостаточно, человек должен взаимодействовать с окружающей средой.

Один метод, который точно будет длительно обогащать мозг — стимулировать любознательность в течение всей жизни.

Marian Diamond at the University of California at Berkeley, Department of Biology, Berkeley, CA 94720.

Комментариев нет:

Отправить комментарий