Revolver Maps

воскресенье, 12 июня 2016 г.

Основы эффективного обучения. Память.

Люди всегда делились на группы, слои, классы, нации. 
Единственное, что классифицирует людей независимо от сословного, материального или государственного деления, выражено древней восточной поговоркой: "ты или учитель, или ученик, или варвар".   
Важнейшим инструментом учения является память.
Память и важность её постоянного использования

"Мы помним то, что понимаем; мы понимаем только то, на что обращаем внимание; мы обращаем внимание на то, что нам нужно." - Эдвар Боллс
  • Мы более эффективно изучаем и запоминаем, если уверены, что то, что мы изучаем и запоминаем поможет нам лучше добиться своих целей и поможет в жизни и работе.
  • Когда мы знаем, какой метод обучения и выбора изучаемого материала лучше поможет нам понять его, усвоить и переработать нужную информацию при изучении различных областей знания.
  • Когда мы полностью понимаем информацию, на всех познавательных уровнях, мы лучше её запомним. Стараясь научиться делать выводы, отвечать на возникающие вопросы и используя приемы визуализации, мы углубляем процесс переработки и усвоения информации и лучше её понимаем. В результате, мы лучше её запоминаем и лучше вспоминаем, когда она нам необходима в учебе, работе и жизни.

Как работает память
Человеческая память работает на двух уровнях: кратковременная память и долговременная память.
Кратковременная память содержит то, на чем мы сосредоточены в настоящий момент, что привлекает наше внимание. Большинство людей способны сохранять в кратковременной памяти около семи объектов информации, например, телефонный номер. Иногда её называют еще рабочей памятью. Чтобы запомнить информацию так, чтобы вы могли выудить её из памяти и воспользоваться в нужный момент, вы должны перевести её из кратковременной памяти в долговременную.
Долговременная память содержит ту информацию, которую вы запомнили и в нужный момент можете извлечь. Как только информация становится частью долговременной памяти, вы можете пользоваться ею в течение длительного времени.
Именно долговременная память позволила человеку стать тем, чем он есть. У обезьян она остутствует, хотя кратковременная память у них лучше, чем у людей.
Существует два способа перевода информации из кратковременной памяти в долговременную: заучивание «в лоб» или зазубривание и обучение через понимание. Зубрежка это обучение с помощью повторения, она механическая и не требует хорошего понимания предмета — так мы запоминали таблицу умножения. Обучение через понимание включает в себя обучение и запоминание путем понимания связей между идеями и частями информации — запоминание главный идей и подтверждающих их деталей, понимание концепций и взаимоотношений между идеями. Например, в истории, необходимо связать факты (например, даты), которые вы запомнили путем механического запоминания, к вашему пониманию исторических концепций (например, гражданской войны), которые вы запомнили понимая информацию, объясняющую вам причины её возникновения.

Как мы забываем и почему важно проводить «ревизию» памяти
Существуют четыре теории, объясняющие почему мы забываем:
  1. Постепенное выцветание. Согласно этой теории пути или метки памяти отпечатываются в нашем мозгу так же, как тропинки в лесу, которые вы протаптываете, постоянно идя одной и той же дорогой. Если вы не пользуетесь этой тропинкой она необратимо зарастет и исчезнет со временем. Таким же образом факты, которые вы знали, но которые не вспоминали, забываются.
    В знаменитом исследовании, посвященном изучению забывания текста были получены следующие результаты:
    После 1 дня Помнили 54% материала.
    После 7 дней Помнили 35% материала.
    После 14 дней Помнили 21% материала.
    После 21 дня Помнили 18% материала.
    После 28 дней Помнили 19% материала.
    После 63 дней Помнили 17% материала.

    Для студентов то, что они услышали на лекции, вспомнить содержание еще труднее, если они не имели возможности остановиться, сделать паузу, обдумать или перечитать то, что они записали. В исследовании при попытке вспомнить услышанное на занятии, выяснилось, что студенты забыли более 90% услышанного через 14 дней после лекции!

    Какой из этого можно сделать вывод?
    • Без повторения большая часть информации исчезнет из памяти.
    • Лучшее время повторить материал — в течение дня или двух после того, как он был прочитан или услышан на лекции.

    Лучший способ это постоянно освежать свою память. Если вы начнете повторять материал вечером перед экзаменом, скажем, через 28 дней после изучения, то вы уже забыли 81% узнанного и вам потребуется намного больше времени, чтобы подготовиться. Кроме того, сдав экзамен, вы вскоре успешно забудете выученное.
  2. Теория восстановления или возвращения. Согласно этой теории, забытые факты не исчезают, они просто «положены» не в то место и не ту папку вашего мозга. Хотя, исчезла информация или потерялась, не имеет значения, результат тот же — вы забыли. Чтобы избежать проблем с поиском инофрмации вы должны научиться правильно её маркировать и складывать в мозгу.
  3. Теория взаимодействия. Эта теория основывается на принципе ограниченного пространства. Сторонником её, как вы помните, был Шерлок Холмс. Когда вы добавляете новую информацию, возникает конфликт между старой и новой информацией «за место» в вашем мозгу. Способ избежать этого конфликта состоит в том, чтобы найти связь между идеями, чтобы «связать» их вместе или как-то скомбинировать. Спрашивайте себя -»Что я уже знаю об этом?» или задавайте другие познавательные вопросы.
  4. Интерактивное вмешательство. При изучении большого объема информации, вы запомните лучше всего то, что прочитано или услышано в начале и в конце. Остальной объем информации затеряется. Чтобы избежать этого, разбейте материал на логически завершенные части и изучайте за один раз одну часть.

    Ваше отношение к изучаемому материалу влияет на процесс изучения и запоминания. Вы можете «отвергать» информацию, если она скучная или вам не нравится сам предмет. Чтобы избежать этого, заранее, до чтения или посещения занятий, установите себе с какой целью вы будете его изучать. Свяжите изучение материала с вашими долговременными профессиональными или образовательными целями. Если вы покажете самому себе, что данный предмет будет полезен вам в дальнейшем, то сможете изучить самый неинтересный и трудный материал.

Как лучше запоминать
Можно учиться и запоминать более эффективно, если использовать следующие четыре пункта. Каждый из них помогает «заложить» информацию в долговременную память.
  1. Выбирать то, что хочешь запомнить. Важно быть заинтересованным. Важно быть внимательным. Нужно хотеть учиться и знать. Ваше желанеи — важнейшая часть обучения. Когда человек заинтересованн и хочет изучить что-то, он изучит и запомнит более эффективно.
  2. Создайте в уме картинку того, что вы хотите запомнить. Для многих людей умственный образ понятнее и легче запоминается, чем слова. Есть теория, что человек запоминает только картины. Для каждой важной мысли, идеи, концепции, которую вы хотите запомнить, создайте в уме какой-то образ и внимательно его рассмотрите несколько секунд. Разглядев его один раз, вы будете в состоянии вызвать его снова.
  3. Свяжите идеи и информацию, которые хотите запомнить, с тем, что вы уже знаете. Создав связь новой информации с уже имеющейся в вашей памяти, вы создадите цепочку памяти, которая ведет вас от одной информации к другой. Такую цепочку или «папочку» легче разместить и достать в нужный момент.
  4. Повторяйте то, что хотите запомнить, пока не почувствуете уверенность, что запомнили. Расскажите это своими словами. Даже если вы уверены, что уже выучили что-то, повторите еще раз своими словами. Исследования показывают, что время, потраченное на выражение изученного своими словами, не потеряно зря. Особенно полезно, если вы объясните новый изученный вами материал другому человеку.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий