Revolver Maps

суббота, 5 ноября 2016 г.

Кофе: напиток дьявола

Энергичный осел находит кофе

Легенда гласит, что одинокий эфиопский пастух по имени Калди в девятом веке, обнаружил бодрящий эффект кофе, когда увидел, что его козы становились возбужденными, съев несколько ягод с дерева. Калди рассказал об этом настоятелю местного монастыря, и тому пришла в голову идея высушить ягоды, и вскипятить их, чтобы сделать напиток. Он положил ягоды в огонь, откуда в ночном воздухе разнесся аромат, который мы все безошибочно определим. Достав зерна с углей, их размельчили и поместили в кипяток. Так была сделана первая в мире чашка кофе.

Аббат и его монахи обнаружили, что напиток позволяет и бодрствовать долгие часы — именно то, что нужно людям, посвящаяющих много времени молитвам. Слух об удивительном напитке разнесся до самых дальних уголков Аравийского полуострова.

Соперником эфиопского осла является суффийский мистик из Йемена Готул Акбар Нуриддин Фабу аль Хасани Шазили, который так же претендует на лавры первооткрывателя кофе. Говорят, он заметил, что съевшие ягоды птицы становятся необычно активными. Попробовав выброшенные ягоды, он нашел их необычно бодрящими.


Святой из Мокко

Аналогичная история уверяет нас, что кофе первым открыл шейх Омар, ученик суффийского мистика, упоминавшегося выше. Будучи изгнанным из Мокки, Омар, знаменитый тем, что мог лечить с помощью молитв, жил в пещере, в пустыне неподалеку от Усаба. Как-то проголодавшись, Омар решил пожевать какие-то ягоды, но они оказались горькими. Он пожарил их, но они только стали твердыми. Наконец, он решил попробовать сварить их. В результате получился ароматный коричневый напиток, который придал ему сил и энергии и позволил не спать несколько дней. Его «чудесное открытие» произвело такое впечатление, что ему позволили вернуться домой в Мокку и сделало его святым, в то время, как кофе распространился по всему арабскому миру.

К 16-му столетию кофе стал любимым напитком в Персии, Египте, Сирии и Турции, его репутация, как «вина Аравии», распространилась по всему арабскому миру, благодаря тысячам пилигримов, посещавших святой город Мекка. Йеменские торговцы привезли кофе домой из Эфиопии и начали выращивать его сами. Это приветствовали йеменские суфии, которые использовали его для концентрации и духовного очищения. Использовали его и во время ночных молитв.

Вскоре популярность кофе распространилась через Балканы и Италию в Европу, на восток в Индонезию и на запад в Америки, главным образом, благодаря голландцам.



Кофейная революция

Кофе стал такой мощной силой, что его можно назвать кузнецом общественных революций. Его пили дома, но чаще всего его пили в повсеместно распространившихся публичных кофейных домах – qahveh khaneh – возникших повсюду: в деревнях, селениях, городах, по всему Среднему Востоку и восточной Африке. Эти кофейные дома вскоре стали «писком моды» и местом социализации. Распитие кофе сопровождались развлечениями всех видов: музыкальными представлениями, танцами, игрой в шахматы и, что более важно, разговорами, дискуссиями, обсуждением важных новостей. Эти кофейные дома вскоре стали известны под названием «школы мудрости», местом, куда люди шли, чтобы узнать, что происходит в мире. Установилась связь между кофейными домами и интеллектуальной жизнью.

Кафе на берегу реки Баррада, Дамаск, Сирия 1841. Из ‘Syria, The Holy Land and Asia Minor’, volume I, by John Carne, published by Fisher, Son & Co., London, 1841. (Photo by The Print Collector/Print Collector/Getty Images)

Кофе это грех

Кофе, как и алкоголь, имеет долгую историю запретов, страха и подозрений, религиозный беспокойства и лицемерия. Будь фанатики всех религий последовательнее, не было бы сегодня столько кофеен в мире.

Собрание юристов и ученых в 1511 году Мекке запретило пить кофе. Правитель Мекки Хаир Бег опасался, что кофе будет способствовать развитию оппозиции его правлению, потому что он объединяет мужчин и позволяет им обсуждать его ошибки. Так родилась связь кофе с крамолой и революцией. Он был объявлен грешным напитком, но споры о том был ли кофе опьяняющим или нет бушевали еще 13 лет, пока запрет не был отменен в 1524 году султаном Селимом Первым, а Великий Муфтий Мехмет Ебуссууд ель-Имади выпустил фетву, вновь позволявшую пить кофе. Бег был казнен по приказу султана за плохое правление. В Каире был похожий запрет на кофе в 1532 году, когда кофейни были разграблены.


Чаша дьявола

Кофе не потребовалось много времени, чтобы перебраться в Европу. Впервые он высадился в Венеции, благодаря прибыльной торговле, которую республика вела со средизеиномрскими соседями. Вначале, однако, его встретили с религиозным подозрением, из-за его происхождения. На улицах с подозрением обсуждали напиток, пришедший с таинственного и мистического востока. Для католиков он был «изобретением дьявола», пропитанным духом Ислама. Кофе подозревали в том, что его используют для замены вина, используемого в евхаристии. В любом случае, он оказался вне закона.

Испуг был таков, что пришлось вмешаться папе Клементу VIII: он лично продегустировал кофе и объявил, что напиток столь же христианский, сколь и мусульманский. Распробовав его, он шутливо заявил: «Этот напиток дьявола столь восхитителен... нам стоило бы обмануть дьявола, покрестив его!» С этого кофе надолго получил название чаша дьявола.


Первый интернет и ранняя Wikipedia

Для многих образованных людей кофейные дома были их газетой, их интернетом. В своих дневниках Пепис (Pepys) отмечает последние новости конфликта Англии и Голландии, «комету видели в нескольких местах» (15 декабря 1664 г.) и «волнение в связи с распространением чумы … и средства против неё» (24 мая 1665 г.). В записи от 3 ноября 1663 года сообщается о дискуссии о Римской империи, различии между бодрствованием и сном, поведение насекомых.

К 1675 году только в Англии было более 3 000 кофеен. Некоторые имели кровати и завтрак для посетителей остававшихся на ночь. В Париже в них собирались энциклопедисты, благодаря им стал известен Филлидор. Многие кофейни имели экзотические названия: «Голова Турка», «Иерусалим», «Восточный Диван», «Голова Сарацина», «Кофейня Сулемана».

Дебаты в кофейне Bride Lane, Fleet Street, London, 1688. (Photo by Hulton Archive/Getty Images)


Виагра 17-го века

Женщинам, кроме проституток, вход в кофейные дома был воспрещен и они дали знать о своей обиде: в «Эссе о защите женского пола», изданном в 1696 году, возмущенная Мери Астелл писала: «Завсегдатай кофейного дома это тот, кого приютили дома, но он живет в кофейне. Он больше занят газетами, листовками и голосованиями, а постоянная занятость общественными делами не позволяет ему заняться собственным домом. Он занят нацией, но не может управлять своей семьей.»

С Астел были согласны и другие жены, оставленные дома со своими делами и чашками чая. В 1674 году появилась едкая «Петиция женщин против кофе», в которой жены утверждали, что мужья постоянно отсутствуют вне дома и семьи, не занимаются домашними делами , «превратились в турок» и все это ради «маленькой, черной, жирной, неприятной, вонючей, тошнотворной лужи воды.»

Кофе, говорилось в Петиции, «сделало мужчин столь же бесплодными, как и пустыни, откуда, как говорят, появилась эта злосчастная ягода, так что потомки наших могучих предков будут постепенно превращаться в обезьян и пигмеев.» Этим она намекала на эректильную дисфункцию, вызванную «тлетворной лужей».

«Мужской Ответ» на «Петицию женщин против кофе» утверждал, что именно «фальсифицированное вино» и «мутный эль» делают мужчин импотентами. А кофе, который делает "эрекцию энергичнее, семяизвержение полнее, плюс духовное владение сперматозоидами" они назвали чуть ли не Виагрой того времени.



Источник:
Paul Chrystal Coffee: A Drink for the Devil, published by Amberley Publishing, 2016.
Emma Mason at Historyextra 

Комментариев нет:

Отправить комментарий