Revolver Maps

понедельник, 1 сентября 2014 г.

К вопросу о статусе молдавского языка в Угро-Валахии 18-го века.


В 1783 году Бухарестская митрополия по благословению митрополита Козмы напечатала в своей типографии «Октоих», книгу, предназначенную для ведения службы в храмах митрополии. В 1792 году книга была издана вновь.


Недавно экземпляр этой книги был обнаружен в молдавском селе Незавертайловка.



На второй странице книги сказано, что весь христианский народ угро-валахии возносит в своих молитвах благодарность Господу Богу нашему и пресвятой Богородице за то, что после многих испытаний они даровали Угро-Валахскому народу царя Михаила из хорошего дома.

Вполне возможно, что второе издание книги было направлено против проходившего в это время суда, на котором революционная Франция решала судьбу своего несчастного монарха. Издавая книгу, церковь угро-валахии хотела показать, что в отличие от развращенного атеизмом народа Франции христианский народ Угро-Валахии чтит своего, дарованного Богом царя.

В Новое время церковь, как и в средние века, продолжала свою цивилизационную миссию — сохраняла и оберегала культуру народа. В первую очередь это касалось носителя культуры — языка.

Данная книга напечатана на молдавском языке, без заимствований из других языков, за исключением вполне естественных для книг Православной церкви заимствований из греческого. 

При изучении данной книги можно сделать несколько предварительных, вытекающих один из другого выводов: 

Если митрополия Бухареста издает книгу для ведения служб в храмах на молдавском языке, следовательно службы в церквях Угро-Валахии велись на этом языке.
Очевидно, что прихожане знали или, по меньшей мере, понимали молдавский язык.
Именно молдавский язык был языком культуры в Угро-Валахии восемнадцатого века.

Отсюда становится очевидным ответ на вопрос, какой из языков, при всей их схожести, — молдавский или румынский — является первичным.

Следует отметить, что вопрос о статусе молдавского языка практически не освещен в литературе и требует обстоятельного изучения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий