Revolver Maps

суббота, 5 февраля 2022 г.

Поль Дирак: странное сочетание гениальности и безумия

 




Поль Дирак, один из самых известных ученых 20-го века, был очень тихим человеком, настолько, что его коллеги в Кембридже в шутку назвали единицу измерения «дирак», что означало одно слово в час! Но всякий раз, когда он говорил, Дирак расширял свое абстрактное мышление, чтобы интерпретировать мир буквально. Это неизбежно приводило к тому, что он становился героем многих анекдотов на протяжении всей своей жизни, и о нем существует множество историй.


Почему ты танцуешь?

  В 1929 году Дирак и Гейзенберг отправились на корабле в Японию на ежегодную научную конференцию. Вернер Гейзенберг, который был дамским угодником, имел обыкновение танцевать с молодыми девушками на корабле перед обедом, в то время как Дирак сидел и смотрел. В один из таких вечеров Дирак спросил: «Гейзенберг, почему ты танцуешь?» «Когда есть хорошенькие девушки, танцевать с ними одно удовольствие», — ответил Гейзенберг. Дирак некоторое время размышлял над этой фразой, а затем выпалил: «Но откуда вы заранее знаете, что девушки хороши?» Гейзенберг расхохотался.


Физика против поэзии

  Дирак и Оппенгеймер провели некоторое время вместе в Геттингене. Два молодых физика из разных уголков мира стали хорошими друзьями. Затем, в один из таких дней, Дирак заметил, что Оппенгеймер пишет стихи. Дирак заявил: «Роберт, я не понимаю, как человек может работать на грани физики и одновременно писать стихи». "Почему нет?" — спросил Оппенгеймер. «В физике вы хотите рассказать что-то, чего раньше никто не знал, словами, понятными каждому. Однако в поэзии вы продолжаете описывать то, о чем все знают, непостижимым образом». Оппенгеймер был слишком сбит с толку, чтобы ответить на это. «Видите ли, — продолжал Дирак, — они несовместимы!» 


Закончить это предложение

  Однажды Дирак и Бор сидели в одной комнате. Нильс Бор, известный своим перфекционизмом, писал научную статью, бормоча что-то по привычке. Через некоторое время Бор действительно расстроился и остановился. Он жаловался: «Я не знаю, как закончить эту чертову фразу!» Дирак возразил: «В школе меня учили никогда не начинать предложение, не зная его конца». Дирак сказал что-то настолько глубокое и с таким серьезным выражением лица, что Бор продолжил: «Дирак был самым странным человеком, который когда-либо посещал мой институт!»


У меня есть уравнение

  Американский физик Ричард Фейнман, родившийся в 1918 году, вырос, боготворя Дирака. Примерно через 40 лет они встретились в Польше на конференции. Ричард Фейнман, к тому времени сам физик-теоретик, опирался на великую работу Дирака. Болтливый Фейнман говорил долго, так как хотел описать своему герою новые идеи. Дирак, возможно, понявший чрезмерный энтузиазм Фейнмана, все это время хранил молчание. Фейнман начал понимать, что добиться чего-либо от Дирака чрезвычайно сложно. Но затем, после долгого молчания, Дирак сказал: «У меня есть уравнение. У тебя тоже есть?» Дирак также продолжил объяснять, почему он говорил.

«Всегда больше людей, желающих говорить, чем слушать».


Поль Дирак не знал, когда что сказать. Он оставался веселым в своей компании, но страдал, если его принуждали к какому-либо общению или светской беседе.

Его коллеги в Кембридже описывали его как «худощавого, кроткого, застенчивого молодого человека, который ходит по улицам таясь, совсем близко к стенам, как вор, и, как-будто, не совсем здоров.

Даже Эйнштейн (который сам был довольно странным) однажды сказал:

«У меня много проблемс Дираком. Это балансирование на головокружительном пути между гениальностью и безумием

ужасно!

Дирак квантовал гравитационное поле, сформулировал наиболее логически совершенное представление квантовой механики и предсказал существование антиматерии. В в то же время он был также известен своим странным поведением.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий