Revolver Maps

вторник, 21 февраля 2017 г.

Викинги. Что явилось причиной кровавых набегов.


Почему эти нападения были так ужасны, и почему они начались в 793 году, а не в 743 или 843? Чтобы найти событие, послужившее спусковым крючком, следует рассмотреть политическую ситуацию в северной Европе в то время.

В начале эры викингов главными политическими силами в мире были Византия на востоке, мусульманство, чья экспансия распространила их влияние от Туркестана до Малой Азии, создав исламский барьер между северным и южным полушарием, и франки, ставшие доминирующей силой среди государств, возникших на развалинах Римской империи, на западе.

Шарлемань стал единоличным правителем франков в 771 году. Он серьезно воспринял свои миссионерские обязанности, возложенные на него, как на самого могущественного правителя западного христианства и со всей энергией начал завоевывать саксонских язычников на северо-востоке своих границ. В 772 году его войска вторглись на саксонскую территорию и уничтожили Ирминсул, священное дерево, бывшее самым главным тотемом саксонцев. В 779 году вождь саксонцев Видукинд был разбит в битве у Бохолта, Саксония была захвачена и разделена на миссионерские округа. Шарлемань лично руководил многими массовыми крещениями.
В 782 году его войска силой крестили, а затем казнили 4 500 саксонских пленных в Вердене, на берегу реки Аллер. Кампании по насильственному крещению продолжались, но и сопротивление не прекращалось, пока не было подавлено последнее восстание 804 года. К этому времени Шарлемань в 800-м году за свою миссионерскую деятельность был коронован Папой Львом императором. Императором не географической территории, даже не императором народов, а императором абстрактного Христианства, как единого сообщества.

Вслед за физическим порабощением Саксонии последовало её культурное порабощение. Наказание за употребление мяса во время великого поста – смерть, за кремацию умерших по языческим обычаям – смерть, за отказ креститься – смерть.

Несколько раз во время кампании сопротивления Видукинд находил убежище за границей, у своего сводного брата Зигфрида, короля Дании. Новости о грабительских нашествиях Шарлеманя и в особенности о Верденской резне как волна прокатились по Дании и далее на север. 

Как должны были скандинавские язычники реагировать на опасность? Ведь, знали они о том или нет, они были в составленном Алкуином списке народов, предназначенных к обращению. В 789 году он писал другу, работавшему среди саксонцев: «Скажи мне, есть ли надежда на то, что мы обратим датчан?»

Вопрос перед викингами был поставлен так – следует ли просто ждать, когда прибудут армии Шарлеманя и стать их добычей? Или следует сражаться, защищая свою культуру?

Военная кампания против могущественного франкского христианства была невозможна. Однако, христианские монастыри, такие как Линдисфарн, разбросанные по периметру северной Европы, были символически важными целями и, говоря языком современных террористов, являлись «мягкими целями». С таким же пренебрежением к человечности своих жертв, с каким Шарлемань отнесся к саксонцам, с безграничной яростью, в наказание за преследование родственных народов, викинги провели серию нападений на «других», на христиан. 

Авторы христианских хроник, описывавшие зверства викингов, настойчиво утверждали, что конфликт является битвой религиозных культур. Столетие после нападения на Линисфарн, Ассер в своей биографии Альфреда Великого продолжает называть возросшие банды викингов, обосновавшиеся на восточном побережье Англии «язычниками», а их жертв «христианами».




Комментариев нет:

Отправить комментарий