Revolver Maps

вторник, 11 августа 2015 г.

Французские моралисты: Люк де Клапье де Вовенарг

300 лет назад, 5 августа 1715 года в городе Эксе в Провансе родился Люк де Клапье де Вовенарг (умер 28 мая 1747 года) — имя которого обычно упоминается в ряду великих французских моралистов и мастеров афористического жанра — Ларошфуко, Паскаля, Лабрюйера, Шамфора. Но упоминается как явление вторичное, несущее печать спада классической традиции. На русском языке вышло немного изданий, посвященных Вовенаргу — это «Избранные мысли Лабрюйера с прибавлением избранных афоризмов Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье»/ пер. с франц. Г.А.Русанова и Л.Н.Толстого. С предисл. Л.Н.Толстого, Москва, 1908, и издание в серии «Литературные памятники» издательства «Наука» 1988. (скачать можно здесь).
Впрочем, послушаем мастера - так Вольтер сказал о Вовенарге:
«Среди многих трудов, написанных теми, кто полагал себя призванным поучать людей, я не знаю ни одного, мудростью своей превосходящего главу о нравственном добре и зле из книги, о которой идет речь. Пусть в этой книге не все одинаково удалось автору, но либо я ослеплен дружбой, либо и впрямь никогда не читал ничего столь полезного для правильного развития души, наделенной хорошими задатками и склонной совершенствоваться. Сочинение, оставшееся после г-на Вовенарга, содержит замечательные мысли — в этом меня лишний раз убеждает пренебрежение к нему любителей звонких фраз и пустопорожнего острословия.»
 

Размышления и максимы
Подлинный и основательный ум всегда коренится в сердце.
***
Легче сказать новое слово, чем примирить меж собой слова, уже сказанные.
***
Наш разум скорее проницателен, чем последователен, и охватывает больше, чем в силах постичь.
***
Если мысль нельзя выразить простыми словами, значит, она ничтожна и её надо отбросить.
***
Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет.
***
Неизменная скупость в похвалах — верный признак поверхностного ума.
***
Пылкое честолюбие изгоняет из нашей жизни всякую радость — оно хочет править единовластно.
***
Лучшая опора в несчастье — не разум, а мужество.
***
Ни мудрость, ни свобода не совместны со слабостью.
***
Разуму не дано исправить то, что по самой своей природе несовершенно.
***
Нельзя быть справедливым, не будучи человечным.
***
Одно дело смягчать правила добродетели во имя её торжества, другое — уравнивать её с пороком ради того, чтобы свести на нет.
***
Мы не любим, когда нас жалеют за совершенные нами ошибки.
***
Молодые люди плохо знают, что такое красота: им знакома только страсть.
***
Стоит нам почувствовать, что человеку не за что нас уважать — и мы начинаем почти что ненавидеть его.
***
Тот, кто требует платы за свою честность, чаше всего продаёт свою честь.
***
Глупец всегда убеждён, что никто ловчей его не проведёт умного человека.
***
Умные люди были бы совсем одиноки, если бы глупцы не причисляли к ним и себя.
***
Нелегко ценить человека так, как ему хочется.
***
Пусть человек, не имеющий больших талантов, утешается той же мыслью, что и человек, не имеющий больших чинов: сердцем можно быть выше и тех и других.
***
Наше суждение о других не так изменчиво, как о самих себе. Заблуждается тот, кто считает, будто бедняки всегда выше богачей.
***
Люди лишь до тех пор охотно оказывают услуги, пока чувствуют, что это им по силам.
***
Кто не способен к великим свершениям, тот презирает великие замыслы.
***
Великий человек берётся за великие дела, потому что сознаёт их величие, глупец — потому что не понимает, как они трудны.
***
Сила легко берет верх над хитроумием.
***
Чрезмерная осмотрительность не менее пагубна, чем её противоположность: мало проку от людей тому, кто вечно боится, как бы его не надули.
***
Дурных людей всегда потрясает открытие, что добропорядочные способны на остроумие.
***
Редко случается высказать здравую мысль тому, кто всегда тщится быть оригинальным.
***
Чужое остроумие быстро прискучивает.
***
Дурные советы куда влиятельнее, чем собственные наши прихоти.
***
Разум вводит нас в обман чаще, чем наше естество.
***
Великодушие не обязано давать отчёт благоразумию о причинах своих действий.
***
Мысль о смерти вероломна: захваченные ею, мы забываем жить.
***
Иногда думаешь: жизнь так коротка, что не стоит малейшего моего неудовольствия. Но когда приезжает докучный гость, я не способен терпеливо поскучать каких-нибудь полчаса.
***
Если даже предусмотрительность не может сделать нашу жизнь счастливой, то что уже говорить о беспечности.
***
Как знать, может быть, именно страстям обязан разум самыми блистательными своими завоеваниями.
***
Если бы люди меньше ценили славу, у них не хватило бы ни ума, ни доблести её. Заслужить.
***
Люди обычно мучают своих ближних под тем предлогом, что желают им добра.
***
Карать без нужды — значит бросить вызов милосердию Господню.
***
Никто не сострадает глупцу на том лишь основании, что он глуп, и это, пожалуй, резонно; но до чего же нелепо считать, что в своей глупости повинен он сам!
***
Всего отвратительнее, но и всего обычнее древняя как мир неблагодарность детей по отношению к родителям. Порою наши слабости привязывают нас друг к другу ничуть не меньше, чем самые высокие добродетели.
***
Ненависть пересиливает дружбу, но пасует перед любовью.
***
Обделённые силой ищут, кому бы им подчиниться, ибо нуждаются в защите.
***
Кто способен все претерпеть, тому дано на все дерзнуть.
***
Иные оскорбления лучше проглотить молча, дабы не покрыть себя бесчестием.
***
Нам хочется верить, что пресыщенность говорит о недостатках, о несовершенстве того, чем мы пресытились, меж тем как на деле она лишь следствие истощения наших чувств, свидетельство нашей немощи.
***
Человек мечтает о покое, но радость он обретает только в деятельности, только ею он и дорожит.
***
Ничтожный атом, именуемый человеком, способен одним взглядом охватить вселенную во всех её нескончаемых переменах.
***
Кто осыпает насмешками склонность к вещам серьёзным, тот серьёзно привержен к пустякам.
***
Своеобычное дарование — своеобычный вкус. Отнюдь не всегда один автор принижает другого только из зависти.
***
В рассуждениях примеры должны быть немногочисленными; надо не отвлекаться на побочные темы, а сразу изложить конечный вывод.
***
Ум большинства учёных подобен человеку прожорливому, но с дурным пищеварением.
***
Знание поверхностное всегда бесплодно, а порою и вредно: оно понуждает тратить силы на пустяки и тешит лишь самолюбие глупцов.
***
Великие люди, научив слабодушных размышлять, наставили их на путь размышлений.
***
Неверно, что равенство — закон природы. Подчинение и зависимость — вот её верховный закон.
***
Редкий человек способен, не дрогнув, стерпеть правду или сказать её в глаза.
***
Пусть нас и корят за тщеславие, все равно нам порою просто необходимо услышать, как велики наши достоинства.
***
Люди редко примиряются с унижением: они попросту забывают о нем.
***
Чем скромней положение человека в свете, тем безнаказанней остаются его поступки и незаметней — заслуги.
***
Неизбежность облегчает даже такие беды, перед которыми бессилен разум.
***
Отчаяние довершает не только наши неудачи, но и нашу слабость.
***
Критиковать автора легко, трудно оценить.
***
Произведения могут нравиться, даже если кое-что в них неверно, ведь правильности нет в наших рассуждениях тоже, как и в рассуждениях автора. Вкус наш легче удовлетворить, нежели ум.
***
Легче захватить всю землю, чем присвоить себе наималейший талант.
***
Нельзя долго обманывать людей там, где идёт дело о выгоде. Можно обманывать весь народ, но надо быть честным с каждым лицом в отдельности. Ложь слаба по природе — поэтому ораторы искренни, хотя бы в деталях. Поэтому сама по себе истина выше и красноречивее любого искусства.
***
Хвалить человека нужно и при жизни, если он того заслуживает. Похвалить от души неопасно, опасно незаслуженно очернить.
***
Зависть не умеет таиться, она накидывается на самые неоспоримые достоинства. Она слепа, неуёмна, безумна, груба.
***
В природе нет противоречий.
***
Предполагается, что тот, кто служит добродетели, повинуясь рассудку, способен променять её на полезный порок. Да так оно и было бы, если бы порок мог быть полезен — на взгляд человека, умеющего рассуждать.
***
Если от себялюбия человека не страдают другие, оно полезно и естественно. Мы восприимчивы к дружбе, справедливости, человечности, состраданию и разуму. Не это ли и есть добродетель?
***
Законы, обеспечивая народам покой, умаляют их свободу.
***
Никто не бывает честолюбив по велению разума и порочен по глупости.
***
Наши поступки менее добры и менее порочны, чем наши желания.
***
Люди рассуждают: «Зачем знать, где истина, когда ты знаешь, где наслаждение ?»
***
Сила или слабость нашей веры зависит скорее от мужества, нежели от разума. Тот, кто смеётся над приметами, не умнее того, кто верит им.
***
В чем только не убеждают человека страх и надежда!
***
Никакой неверующий не умрёт спокойно, если подумает: «Я тысячи раз ошибался, значит, мог заблуждаться и насчёт религии. А теперь у меня нет ни сил, ни времени поразмыслить над этим — я умираю...»
***
Вера — отрада обездоленных и бич счастливцев.
***
Жизнь кратка, но это не может ни отвадить нас от её радостей, ни утешить в её горестях.
***
В мире полно холодных умов, которые, не будучи в силах что-нибудь придумать сами, утешаются тем, что отвергают чужие мысли.
***
По слабости или по боязни навлечь на себя презрение люди скрывают самые заветные, неискоренимые и подчас добродетельные свои наклонности.
***
Искусство нравиться — это умение обманывать.
***
Мы слишком невнимательны или слишком заняты собой, чтобы изучать друг друга.
***


Комментариев нет:

Отправить комментарий