Revolver Maps

понедельник, 3 августа 2015 г.

Французские моралисты:Антуан Ривароль

К сожалению существует только одно издание на русском языке, посвященное Антуану Риваролю - Эрнст Юнгер. «Ривароль». Издательство «Владимир Даль». Санкт-Петербург. 2008.
Это двойной перевод (с французского на немецкий и с немецкого на русский) отдельных высказываний на разные темы «консервативного французского политического мыслителя эпохи Великой французской революции Антуана Ривароля (1753–1801)».
Эта книга представляет Ривароля через призму воззрений и метафизических предпочтений Эрнста Юнгера, написавшего о нем развернутое эссе - Ernst Junger. Rivarol. 1956.
Но в свое время Ривароль оказал несомненное влияние на русское общество, достаточно вспомнить, что его имя упоминается в статье А.С.Пушкина «Убожество русской литературы».

Ривароля часто сравнивают с Шамфором, называя его при этом консерватором. Даже в аннотации к книге Юнгера 2008 года его называют «консервативным мыслителем».
Очень хорошо сказал на эту тему Э.Юнгер:
«Выражение «консерватор» не принадлежит к числу удачных словообразований. Оно соотносит человеческие характеры со временем и ограничивает волю человека стремлением удержать отживающие формы и состояния. Но тот, кто еще хочет что-либо сохранить, сегодня заведомо слабейший.
Поэтому мы поступим правильно, если попытаемся вырвать это слово из рамок традиции. Речь идет скорее о стремлении найти или вернуть то, что всегда лежало и будет лежать в основе всякого жизнеспособного порядка. Но такая основа есть нечто, лежащее вне времени, к чему нельзя прийти ни отступая назад, ни продвигаясь вперед. Все общественные движения лишь вьются вокруг нее. Меняются только их названия и используемые средства. В этом отношении нужно согласиться с определением Альбрехта Эриха Гюнтера, понимающего консерватизм не как «пристрастие к тому, что было вчера, а как жизнь на основе того, что всегда действенно». Но быть всегда действенным может только то, что не подвластно времени. Неподвластное времени сохраняет свою действенность, даже если с ним не считаются, причем в последнем случае — действенность самую пагубную».

Скачать книгу можно здесь


Мораль правит более возвышенным и более строгим способом, чем закон. Она хочет, чтобы мы не просто отошли от зла, но и делали добро; чтобы мы не только казались добродетельными, но и на самом деле были таковыми. Ведь она основывается не на всеобщем уважении, которого можно добиться хитростью, а на нашем самоуважении, которое ничем не купишь.


Настоящий философ прощает обществу свою бедность с таким же хладнокровием, с каким богатый банкир прощает природе нехватку ума.


В первых свидетельствах упоминаются два великих события, значение которых еще в должной мере не оценено: Сатана, первый среди ангелов вознамерившийся отобрать трон у своего благодетеля, и плод познания добра и зла, повлекшего за собою смерть. Первое означает, что неблагодарность от рождения свойственна всякой твари, второе — что просвещение не в силах осчастливить народы.


По протестам против неизбежного зла и по покорности вполне устранимому узнаются слабаки. Что еще можно сказать о человеке, негодующем на плохую погоду и молча сносящем оскорбление?


Есть люди, которых предрассудки и упрямство доводят до того, что основанием собственной честности они начинают считать свои сомнения в честности других.


Нет большего несчастья, чем когда мы в какой-то одной ситуации действуем сообразно правилам, принципам или обстоятельствам, сообразным другой. Дикарь, получивший наше образование, и парижанин с неотесанностью дикаря были бы одинаково несчастны.


Сердце — это то, что безгранично в человеке; ум его ограничен. Бога любят «всем сердцем», но не "всем умом" Мне доводилось наблюдать, как в людях бессердечных (число которых более значительно, чем принято думать) ярко выраженный эгоизм сочетался с духовной нищетой, поскольку именно сердце, и только оно, задает правильную меру всему, что есть в человеке. Такие люди ревнивы и неблагодарны, и чтобы превратить их во врагов, достаточно сделать для них что-нибудь доброе.


Путь дружбы зарастает терном, если по нему долго не ходить.


Если бы дураки имели представление о том, какие муки они доставляют, они бы нам посочувствовали.


От самого плохого колеса больше всего шума.


Добродетель не следует искать в нейтральных заслугах, таких как соблюдение поста, ношение покаянных одежд или умерщвление плоти; все это не служит никакой службы окружающим.


Кроме злопыхателей, легкомысленно обвиняющих нас в пороках, о которых они только догадываются, есть еще "скромники-друзья", старательно замалчивающие добродетели, о которых им точно известно.


Ничто так не отвратительно, как обходящееся без добродетелей богатство.


Нужно различать два вида добродетелей: те, которые идут на пользу только нам самим (сдержанность, рассудительность, бдительность), и те, которые полезны другим людям (справедливость, благожелательность, преданность). То, что полезно только нам одним, еще не добродетель, поскольку сам по себе человек ни добродетелен, ни порочен.


Из десяти человек, обсуждающих нас, девять скажут плохое; и тот единственный, кто скажет хорошее, скорее всего сделает это плохо.


Тацит зарекомендовал себя подлинным философом, сказав, что в Бога лучше верить, а не умничать по его поводу: sanctius et reverentius videtur de existentia Dei credere quam scire.


Ничтожные умы торжествуют, заметив ошибку великого человека, как совы, радующиеся затмению Солнца.

Для мужчины повиновение должно быть тяжелым, как щит, а не как ярмо.

И для отдельного человека, и для целого народа большое несчастье происходит от слишком хорошей памяти о том, чем он когда-то был и больше уже быть не может. По этой причине современный Рим обзавелся консулами и трибунами. Но время подобно реке: оно никогда не возвращается к своим истокам.




Эпитафия, которую Ривароль сочинил самому себе:«Лень отняла его у нас раньше смерти».

Комментариев нет:

Отправить комментарий