Revolver Maps

понедельник, 9 апреля 2018 г.

Странные метаморфозы Понтия Пилата


Вечное наследие римского прокуратора, столкнувшегося с величайшей дилеммой в истории человечества.

В конце второго века нашей эры языческий мыслитель Цельсус в антихристианском писании подверг сомнению веру в Христа: если Иисус действительно был Сыном Божьим, спрашивал он, почему Господь не наказал Понтия Пилата, человека, ответственного за распятие Христа? Почему на  Пилата не было наслано безумие или он не был изгнан, как это происходило в греческих мифах? Почему не пали на него беды?

Хотя в христианских писаниях есть множество работ, посвящённых наказанию Пилата, все они принадлежат временам значительно более поздним, чем время появления писания Цельсуса. Вопрос Цельсуса и реакция на него ранних христиан показывают, что Прокуратор Иудеи действительно избежал наказания. Это ясно видно из усилий ранних христианских авторов снять с Пилата вину за распятие.

Единственное надежное упоминание, которое мы имеем о жизни Пилата после его службы в Иудее, вышло из-под пера еврейского писателя Иосифа Флавия. В его «Иудейских древностях», написанных через 60 лет после событий, Иосиф утверждает, что Пилат был вызван в Рим после  жестокого подавления им восстания Самаритян в 36 год. За это он должен был держать ответ перед императором Тиберием, старым, но безжалостным правителем, который назначил его на должность за десять лет до того. Пилат торопился домой, но к тому времени, как он прибыл в Рим, в марте 37 года, Тиберий умер. Новый император, Калигула, пришел к власти.

Что произошло потом, мы можем только догадываться. Иосиф больше ничего не говорит о нём, намекая, что никакого слушания не было. Возможно, в атмосфере всеобщей эйфории, сопровождавшей приход к власти Калигулы, его вопрос сняли с повестки или попросту забыли. Может слушания были, и он был оправдан. Всё, что мы знаем, это то, что он получил новый пост.  

Отсутствие ужасной судьбы у Пилата ставило христианских апологетов в трудное положение. Как правитель, именно Пилат был должен вершить в важных случаях суд: он был единственным, кто обрёк Иисуса крестным мукам. Не было никаких сомнений в его вине. Должно было последовать божественное наказание.

Однако, во время раннего Христианства трудно было бросить такое обвинение. Римское государство с подозрением относилось к новому культу и, если христиане хотели избежать конфронтации, было лучше не обвинять римское официальное лицо в богоубийстве. Канонические Евангелия настаивали на том, что Пилат не полностью виновен. Он не смог найти вину Христа: Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу , - заявляет Пилат в Евангелии от Луки. У Иоанна Пилат дважды заявляет: «я никакой вины не нахожу в Нем.» Апокрифическое Евангелие от Петра, которое многие ученые относят к ранним христианским текстам, идёт даже дальше. В нём Пилат и его солдаты не принимают никакого участия в издевательствах и пытках Иисуса. Он заявляет: «Нет на мне крови Сына Божьего» и вместе с солдатами, охранявшими могилу Иисуса, он скрывает от еврейских священников чудо Воскресения.  

Традиция оправдания Пилата, свидетеля Страстей, привела ранних христиан к странной симпатии к нему. В конце второго столетия среди верующих ходили «письма» Пилата, рассказывающие чудесную историю Иисуса. Так называемые Деяния Пилата, приписываемые собственноручным записям прокуратора, показывают его обращение. Тертуллиан, христианский теолог второй половины второго века, описывает Пилата как человека, «который сам также в своей собственной душе был уже христианином» и Тиберий был так убеждён докладом Пилата, что вознамерился ввести Иисуса в сонм римских богов, невзирая на сопротивление сената. Деяния Пилата были настолько авторитетны, что в начале четвертого столетия Римское государство выпустило их антихристианскую, «истинную» версию в попытке дискредитировать христианские версии деяний. Нет нужды говорить, что она была не более достоверна, чем противные ей.   

Всё это могло бы казаться просто интересным казусом, если бы за оправдание Пилата не пришлось заплатить столь высокую цену. Ранние христиане возложили вину за распятие на других. Опровержения аргументов Целсуса, написанные в третьем столетии епископом Оригеном, ясно указывали: «Не столько вина Пилата была в осуждении Его», - писал он, - «как еврейского народа». Целсус выбрал не того виноватого; и тот факт, что Римское государство изгнало евреев и рассеяны они были по лицу земли был доказательством кары Господней. Мнимые письма и христианские версии Деяний Пилата говорят те же самые вещи, что и другие апологеты христианства. Деяния прямо утверждают, что еврейская толпа желает взять на себя кровавую вину, вторя Евангелию от Матвея, в котором та же толпа кричала «его кровь будет на нас и наших детях!» Эти обвинения сформировали базис христианского преследования евреев вплоть до наших дней.


Оправдание Пилата было результатом специфических религиозных и политических условий. Когда Римская империя стала христианским государством, больше не было необходимости настаивать на его невиновности. При императоре Константине Никенский собор в 325 году прямо постановил, что Христос «был распят при Понтии Пилате». И стало принятым обвинять Пилата, как негодяя, и появились мифы о его ужасной смерти. 

Однако, некоторые влиятельные христиане возражали. Святой Августин писал в шестом веке, что, когда Пилат велел написать на кресте «Иисус Назареянин, Царь Иудейский», он действительно так считал: «Невозможно было вырвать из его сердца, что Иисус был царём евреев».

В то время, как Западная церковь выработала традицию «плохого» Пилата, который был наказан за свои прегрешения, Восточная церковь предпочла интерпретацию невиновности. Пилат не только стал христианином, он был прощен и даже признан мучеником. Один восточный текст «Осуждение Пилата», утверждает, что Тиберий приказал обезглавить прокуратора за то, что он допустил распятие. Пилат раскаялся и затем голос с небес прозвучал, что все народы благословят его за то, что при его правлении пророчество о Христе сбылось. И затем ангел взял его голову. В некоторых текстах он похоронен с женой и двумя детьми рядом с могилой Иисуса – высшая почесть для мученика.

В Евангелии от Матвея жена Пилата просит его не вредить Иисусу, и за это среди некоторых православных церквей она признана святой. Копты и христиане Эфиопии пошли еще дальше, канонизировав самого Пилата. В списке праздничных дней Эфиопской церкви 25 день летнего месяца Санне – день Пилата, который он разделил со своей женой Проклой и святыми Иудой, Петром и Павлом.  

Знакомым с западной традицией идея Св. Понтия Пилата может показаться курьёзной и даже абсурдной. Но симпатия к Пилату никогда не исчезала. От Деяний Пилата до романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», человек, допрашивавший и распявший Иисуса, остаётся загадкой, метафорой соединения противоположностей: двусмысленность и прямота, трусость и смелость, жестокость и милосердие. Его выбор – делать то, что правильно или делать то, что популярно – выбор, с которым сталкивается каждый правитель. Возможно, поэтому люди могут ему симпатизировать: мы тоже иногда сталкиваемся с трудным выбором.
К счастью для нас, нам не досталась доля предстать перед таким выбором.
Источники:  Kevin Butcher «The Further Adventures of Pontius Pilate». Кевин Батчер профессор кафедры Классической и Древней истории в университете Уорвика.
«Christ before Pilate», Mihály Munkácsy, 1881


Комментариев нет:

Отправить комментарий