Revolver Maps

четверг, 9 октября 2014 г.

Мы и деньги: психологические аспекты стяжательства. I.



                                                                           “Богатство,  – это самый малый дар, который Бог может дать человеку. Потому обыкновенно и дает он богатство грубым ослам, которые ничего иного недостойны.”
                                                                           Мартин Лютер



Почему одни люди готовы ради денег предать друга, бросить супруга и детей, и цепляться за них даже на смертном одре, а другие, подобно Генри Форду, воспринимают их как рабочий инструмент и готовы пожертвовать состояние на благотворительность, как Билл Гейтс?


Зеленые, наличка, баксы. Это всего лишь слова, но они обладают какой-то непонятной психологической силой. Просто повторяйте их некоторое время и вы станете другим человеком. Даже мысли о деньгах или о делах с ними связанных делают нас более самозацикленными и менее склонными к тому, чтобы помочь ближнему. Более того: ощущение денег в руках может отделить нас от общества и даже уменьшить физическую боль.


Все это кажется странным, учитывая, чем на самом деле являются деньги. Для экономистов это ничего больше, чем средство обмена, делающее более эффективной экономическую деятельность. Так же, как топор помогает нам срубить дерево, деньги позволяют нам организовать рынок, утверждают традиционные экономисты, путем бесстрастного присваивания цены всему от ломтя хлеба до картины Рембрандта. Однако, деньги вызывают больше страсти, стрессов и зависти, чем это могут сделать любой топор или молоток. Похоже, мы просто не в состоянии относиться к ним рационально... но почему?

Наши отношения с деньгами многогранны. Некоторые люди склонны к накопительству, тогда как другие постоянно оказываются с пустой кредитной карточкой и неспособны отложить их на черный день. По мере изучения влияния денег на человека, мы начинаем понимать, что мозг одних людей может реагировать на них как на наркотики, а другие относятся к ним как к друзьям. Некоторые исследования позволяют предположить, что желание денег похоже на стремление к пище. И, кроме того, наличие денег означает, что вы можете купить больше вещей, что связано со статусом настолько, что их потеря может вызвать депрессию и даже самоубийство. В нынешние времена, столь сильно зацикленных на деньгах, изучение влияния денег на психологию может улучшить наши с ними взаимоотношения.

Эквивалент

Даже являясь всего лишь простым средством обмена, деньги могут принимать обескураживающее количество форм от полосок коры и перьев птиц до золотых монет, банкнот и долларовых платежей в виде компьютерных файлов – и большинство из этих видов холодные, неэмоциональные вещи. Величина равная 100 рублям предполагает, сколько пива или топлива вы можете купить и больше ничего.


В действительности мы не рациональны. Вместо того, чтобы относиться к деньгам как простому средству обмена, мы позволяем им проникнуть в наш мозг и проникнуть в древнейшие, связанные с эмоциями области мозга, часто с непредсказуемыми последствиями. Пытаясь понять, как это влияет на наше поведение, некоторые экономисты начинают мыслить как эволюционные антропологи.

Даниель Ариели (Ariely) из Массачусетского Технологического один из них. Он полагает, что современное общество предлагает нам два свода правил поведения. Есть общественные нормы - “теплые и мягкие” - созданные для установления долговременных отношений, доверия и сотрудничества. И есть набор рыночных норм, которые вращаются вокруг денег и конкуренции, и побуждают индивидуума ставить на первое место свои интересы.

Экономический обмен проходит через всю человеческую историю, , вполне возможно, что наши предки развили инстинктивную способность устанавливать разницу между ситуациями, требующими социальных или рыночных норм поведения, и эта способность развилась еще до появления денег.

Похоже, мы сразу и бессознательно замечаем признаки связанные с рыночными нормами. В 2007 году были опубликованы результаты экспериментов, показывающие, что даже пассивный контакт с концепциями, связанными с деньгами, включает в нас рыночно-ориентированное мышление, заставляющее нас думать и вести себя соответствующим образом.

Кэтлин Вос (Kathleen Vohs) из университета Миннесоты в Миннеаполисе и её коллеги выбрали две группы студентов для выполнения упражнения, в котором они должны были составить фразы одна группа из слов абсолютно не связанных с деньгами – такими как “холодно”, “стол” или “снаружи”, - другая группа фразы из слов, связанных с деньгами, включая “зарплата”, “цена” или “платеж”. Затем они попросили людей из обеих групп расположить диски в определенном порядке.

Исследователи обнаружили, что добровольцы, которые составляли фразы из слов, связанных с деньгами, работали над задачей дольше, прежде, чем обратиться за помощью. Также было установлено, что люди из этой группы были значительно меньше расположены к тому, чтобы помочь товарищу, обратившемуся к ним за помощью, чем люди из группы, работавшей со словами не связанными с деньгами (Science, vol 314, p 1154).

Раздвоение личности
Вос полагает, что здесь работает простая динамика. “Деньги заставляют людей чувствовать себя самодостаточными. Люди прилагают при этом усилия для достижения личных целей и стараются отделиться от других”. Чувствительная общественная сторона нашей индивидуальности не одобряет такого поведения, но оно полезно для выживания. Эта способность устанавливать, какой свод правил применим в данной конкретной ситуации, является важным руководителем нашего поведения. Ариели говорит, что это позволяет нам избежать слишком больших ожиданий доверия в среде с конкурентными деловыми отношениями или избежать ошибок, подобных  стремлению заплатить другу за вкусно приготовленную еду. “Когда мы держим социальные и рыночные правила на разных полках, жизнь течет спокойно, - говорит Ариели. - Но если они сталкиваются, проблемы неизбежны.”

Сложность заключается в том, чтобы найти балланс между этими двумя установками ума. Многочисленные психологические исследования установили общее различие между так называемыми внешними устремлениями, такими, как богатство, слава, имидж, и внутренними желаниями, такими, как создание крепких личных отношений. Люди, у которых были психические проблемы и люди, сильно мотивированные деньгами, склонны к разводам.

Это не говорит о том, что мы не должны вовсе обращать внимания на внешненаправленные мотивы. Каждый нуждается в деньгах для определенных частей жизни, в которых мы руководствуемся рыночно-ориентированными нормами – хорошо известно, что финансовые трудности могут вызвать депрессию, потерю контроля и уменьшение жизненных ожиданий.

Сейчас, когда время легких кредитов и безудержного потребительства заканчивается, по крайней мере на некоторое время, было бы неплохо более разумно и сбаллансированно относиться к деньгам. К несчастью, это не так просто. Одна из причин этого обнаружена в недавних исследованиях Вос и её команды, которые выявили еще один личностный аспект нашего денежного менталитета.

В работе, опубликованной в журнале Psychological Science, Вос и психологи Чиню Жу из университета Сун Ят-Сена в Гуанчжоу и Рой Баумайстер из Государственного университета штата Флорида обнаружил, что люди, чувствующие себя отвергнутыми другими или подвергшиеся болевым воздействиям, не были склонны жертвовать деньги в игровых ситуациях. Исследователи, в дальнейшем показали, что даже ощущение бумажных денег в руках может уменьшить стресс, вызванный социальным отторжением и уменьшить физическую боль, вызванную касанием к очень горячей воде.

“Деньги, вероятно, имеют символическую силу, как социальный ресурс, - говорит Вос. - Они позволяют людям так манипулировать социальной системой, что она может дать им то, что нужно, даже если они не нравятся окружающим.” Грубо говоря, деньги выступают в качестве суррогатного друга. Возможно, именно поэтому некоторые люди фокусируются на внешних устремлениях в условиях высокой цены реальных общественных связей, которые они не могут установить самостоятельно.

Психолог Стивен Ли (Stephen Lea) из университет графства Эксетер и Пол Уэбли (Paul Webley) из Школы Восточных и Африканских исследований Лондонского университета предположили другую причину нездорового и жадного стремления к деньгам. Они считают, что деньги действуют на наш ум как наркотик, принуждая нас рисковать, больше работать и безудержно тратить деньги (Behavioral and Brain Sciences, vol 29, p 161).  Такое принуждение является проблемой для людей с несколькими связанными с деньгами нарушениями, которые все чаще идентифицируются психологами.

Ли и Уэбли предполагают, что деньги действуют подобно никотину или кокаину, они способны активировать центры удовольствия в мозге, неврологические пути, которые делают биологически полезные действия, наподобие секса, ценными. Конечно, деньги не проникают физически в мозг, но они могут воздействовать подобно порнографической продукции, которая может вызывать возбуждение без биохимических или физиологических стимуляторов, воздействуя посредством эмоций.

Одно из доказательств существования “стремления” к деньгам было получено из снимков головного мозга. В эксперименте, проведенной группой под руководством Сэмюела МакКлюе, психолога из Принстонского университета, добровольцев просили выбрать между ваучером Amazon.com прямо сейчас или более ценным ваучером несколькими неделями позже. У тех, кто выбрал немедленый приз, активность мозга наблюдалась в областях, связанных с эмоциями, в частности в лимбической системе, которая связана с импульсивным поведением и стремлением к наркотикам. У тех же, кто выбрал отложенный доход, активность была в префронтальной коре, ответственной за рациональное планирование (Science, vol 306, p 503).

Предположение, что деньги проникают в цепи мозга, развивишиеся для стремления к биологически важным видам деятельности получило дальнейшее подтверждение, благодаря одному странному открытию. В попытке найти эволюционное объяснение стремлению к деньгам в современном обществе, Барбара Брирс из HEC школы бизнеса в Париже и её коллеги решили проверить, связан ли наш “аппетит”, то есть склонность к деньгам напрямую с аппетитом в еде.

Они обнаружили три факта: голодные добровольцы менее склонны жертвовать на благотворительность, чем их сытые коллеги; добровольцы, чей “аппетит” к деньгам был возбужден выигрышем в лоттерее, съели большую часть конфет в ходе эксперимента; а люди, чей аппетит возбуждался запахами деликатесов, давали меньше денег в игровой ситуации, чем люди, находившиеся в комнате с обычным воздухом (Psychological Science, vol 17, p 939). Брирс полагает, что наш мозг использует для денег те же пути, которые он использует для мыслей о еде. То есть деньги и еда для нашего мозга синонимы. Если она права, то выражение “алчные банкиры” наполняется вполне конкретным смыслом.


Источники: “Behavioral and Brain Sciences”,  “Science”, “Psychological Science”

Комментариев нет:

Отправить комментарий