Revolver Maps

вторник, 25 октября 2016 г.

Лицо Клеопатры: была ли она красавицей?

"Age cannot wither her, nor custom stale her infinite variety; other women cloy the appetites they feed, but she makes hungry where most she satisfies." - Shakespeare


Клеопатра всегда вызывает интерес. Так, когда в 2007 маленькая монетка из коллекции Античного Общества Ньюкасла изменила наше представление о ней, об этом сообщили во всем мире.

Марк Антоний и Клеопатра

Журналисты были шокированы. В сообщении говорилось о том, что Клеопатра вовсе не была королевой красоты. Лицо на монете не имело ничего общего с лицом Элизабет Тейлор. Более того, она выглядит “простоватой” и даже “сварливой”. Это посчитали откровением.
Однако, не смотря на все фанфары, в монете из Ньюкасла не было ничего необычного. Сохранились монеты с изображением Клеопатры и они обычно повторяют те же черты, которые так изумили всех: большой нос, покатый лоб, острый подбородок и глубоко посаженные глаза.

Изображения на монетах, возможно удивляющие тех, кто вырос с “Голливудской Клеопатрой”, единственные достоверные изображения этой женщины. Это однако не останавливает людей от стремления обвинить их в неточности и излишней стилизации, несмотря ни на что живет надежда на то, что у Клеопатры было другое лицо, то, которое отвечает нашим ожданиям. Возможно, полагают они, эти неубедительные портреты были выполнены слабыми художниками.

Однако, нет никаких причин думать, что эти изображения неверны. В то время в Средиземноморье было модным изображать людей с бородавками и всеми их личными особенностями и нет никаких оснований считать, что изображения Клеопатры являются исключением из правила. Возможно, такие черты, как большой нос или острый подбородок были слегка утрированы, но это потому, что данные черты были наиболее узнаваемыми особенностями изображаемого человека. В этом смысле они реалистичны.

Портреты отца Клеопатры встречаются значительно реже, чем её собственные, но на них мы видим тот же большой нос и покатый лоб. Так что они вероятно были фамильными чертами. Её любовники так же не соответствуют современным представлениям: Цезарь с тощей морщинистой шеей и лысой головой, да и Антоний с торчащим подбородком и сломанным носом не очень похож на Ричарда Бартона.

Монеты чеканились в разных местах восточного Средиземноморья, от Александрии в Египте до порта Патрас в Греции. Марк Антоний даровал Клеопатре несколько восточных городов и территорий и с этих местах выпускались монеты в честь новой правительницы. Хотя изображения на монетах отличаются по стилю от художника к художнику, они совпадают в деталях, что говорит о том, что они следовали общей линии, гравируя штампы для монет. Похоже, что они копировали официальное изображение, одобренное царицей, включая нос и подбородок.

Несмотря на легендарную любовьк роскоши, портреты весьма скромные. Вокруг головы полотняная диадема эллинистического типа. Волосы стянуты в косичках назад с бутончиком у основания головы. Плечи покрывала мантия. В ушах были наборные серьги, а вокруг шеи нитка жемчуга, единственное свидетельство богатства, которое римский поэто Лукиан, считавший Клеопатру развратницей, описывал как “шею и волосы со всеми сокровищами Красного моря”. На некоторых монетах мантия сколота застежкой с нитями жемчуга – драгоценность служившая знаком (возможно, подарок Цезаря или Антония).

Большинство монет с её изображениями датируется концом 30-х годов до Р.Х., когда ей было уже под сорок. Часто она изображена с Марком Антонием, чей портрет иногда изображался на другой стороне монеты, а иногда вместе с ней. Но всегда она описывается как царица своего царства, а не супруга Антония: “Царица Клеопатра, Новая Богиня”, “За царицу царств и царевичей”. Иногда на изображающих её монетах совсем нет надписей – её узнаваемые черты сами говорили за себя смотрящему.

Современная негативная реакция на изображения Клеопатры больше говорит нам о нашей любви к историям, чем о самой знаменитой царице Египта, правившей с 51 до 30 года до н.э. Для нас её изображения вступают в конфликт с великим мифом о Клеопатре, мифом настолько великим, что он совершенно заслонил личность за ним.

Не Голливуд придумал легенду о великой соблазнительнице, он не имеет такого влияния на мир. Он просто следовал древней традиции. Лишь только Клеопатра умерла (предположительно от укуса змеи), появилась и легенда. В 31 году до Р.Х. Она и её любовник Марк Антоний потерпели поражение от Октавиана и на следующий год покончили с собой.

Октавиан был победителем, но победителем в кровавой междуусобной войне римлян с римлянами.

Клеопатра стала удобным козлом отпущения. Октавиан заявил, что вел войну против иностранной царицы, а не против Антония. Таким образом Антоний мог быть представлен как благородный римлянин, предавший родину из-за козней коварной соблазнительницы. Клеопатра представала как неотразимая и экзотичная femme fatale, и римские писатели подхватили эту тему. Гораций объявил её “смертельным чудовищем”, Проперциус вообще не стал церемониться, обозвав царицу “шлюхой”. Однако, нужно было что-то еще, какие-то особые качества чтобы объяснить, как ей удалось завоевать и Юлия Цезаря и Марка Антония: согласно Диону Кассию она была “женщиной поразительной красоты... способной покорить любого”.

Но но все приняли такое объяснение. Столетием позже Плутарх выразил сомнение в её необычайных физических свойствах. “Её красота была в ней самой, - писал он, - она не поражала тех, кто смотрел на неё”. Тем не менее, он наделял её “неотразимым обаянием”.Умная и талантливая, Клеопатра имела дар дать почувствовать человеку, что он находится в центре её внимания. И это качество, в большей степени, чем физические данные, помогла ей завоевать и Цезаря и Антония. Даже Дион признавал, что Клеопатра “знала, как сделать себя нужной каждому”. Вероятно именно это ближе всего описывает характер Клеопатры.

Прекрасная коварная соблазнительница создана пропагандой Октавиана, которая невольно создала легенду о величайшей любви в истории. Но монеты открывают нам другую историю - две амбициозные политические фигуры, вместе создающих свое будущее: Антоний, римский триумвир, и Клеопатра, царица царей.

Возможно, не так романтично. Но лицо на монетах служит этому доказательством.

Источник:
Professor Kevin Butcher from the University of Warwick is the co-author of The Metallurgy of Roman Silver Coinage: From the Reform of Nero to the Reform of Trajan, (Cambridge University Press, 2014).

Комментариев нет:

Отправить комментарий