Revolver Maps

вторник, 5 мая 2020 г.

Бойтесь исполнения своих желаний. Царь Мидас: мифы и реальность.


Мидас - главный герой одного из самых известных мифов древности. Эту историю рассказывали и пересказывали бесчисленные писатели и художники, однако римский поэт Овидий был тем, кто придал законченную форму истории о Мидасе в своих Метаморфозах. В них Овидий рассказывает историю Мидаса, царя Фригии, сына Гордиуса и Кибелы.

Памятник Овидию в Констанце 


По одной из версий легенды, после смерти Орфея Дионис покинул Фракию. Его старый учитель Силен, пьяный, как обычно, сопровождал Диониса, но заблудился по пути и был схвачен фригийскими фермерами, которые привели его к Мидасу. Царь, который был посвящен в культ Диониса, был поражен, узнав старика, и сразу устроил пир из десяти блюд в честь Силена.


Затем он вернул его Дионису. Обрадовавшись, что его старый учитель вернулся, бог захотел поблагодарить Мидаса, предложив выполнить любое его желание. Мидас попросил, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Желание было исполнено, и хотя поначалу было приятно превращать розы и яблоки, камни и дерево в золото, очень скоро короля Мидаса окружили невероятные роскошь и блеск, а есть ему было нечего - все, что касалось его губ, превращалось в драгоценный металл. Даже вино, подарок Диониса, стало жидким золотом, когда он попытался утолить жажду.

Понимая, что обречен умереть от голода и жажды, Мидас стал умолял Диониса освободить его от золотого дара. Дионис приказал ему вымыть руки в реке Пактолус, расположенной в современной Турции, где с тех пор всегда находили золото.



Как Пан и Аполлон устроили музыкальную битву, а у Мидаса появились ослиные уши


Так царь Мидас понял, что ему не нужно неограниченное богатство, и часто проводил дни на свежем воздухе и стал преданным последователем Пана, бога природы. Пан достиг такого мастерства в игре на флейте, что осмелился бросить вызов не кому-нибудь, а великому богу Аполлону, чтобы узнать, кто из них лучший. Тмолус, бог одноименной горы, должен был стать судьей состязания.

Мидас присутствовал на состязании и был поражен выступлением Пана. Но затем Аполлон сыграл удивительную пьесу, и Тмолус решил, что должен объявить его победителем. Все согласились с решением, кроме Мидаса, который опротестовал это решение. Аполлон был так зол на глупость и невежество Мидаса, что коснулся головы Мидаса, превратив уши царя в ослиные.


Царь Мидас, с ослиными ушами, которые он получил в качестве наказания от бога Аполлона после того, как предпочел музыкальный талант Пана. Иллюстрация из произведения французского средневекового писателя Кристины де Пизан "Epitre d'Othea". (1364-1430)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Othea's_Epistle_(Queen's_Manuscript)_27.jpg

Мидасу пришлось с тех пор всегда прикрывать голову традиционным фригийским головным убором. Только его парикмахер знал о его уродстве, и он был обязан хранить секрет. Но как удержать секрет?! Парикмахер не смог удержаться от того, чтобы рассказать его кому-нибудь. Он сделал дыру в земле, куда прошептал, что у Мидаса ослиные уши. После этого он почувствовал себя лучше, накрыл дыру и вернулся домой.
Но в тот момент, когда парикмахер шептал, его услышал росший неподалеку тростник, который разбалтывал сектрет каждый раз, когда дул ветер. В конце концов все узнали, что сделал царь и что у него теперь есть ослиные уши.

История царя Мидаса - один из классических мифов, в котором показана мораль - неизбежная трагедия недооценки того, что действительно важно в жизни. Мифы часто приглашают нас размышлять, выделять важное и учитывать последствия наших стремлений, когда мы являемся рабами наших собственных желаний.



Был ли действительно царь Мидас?

Легенда о царе Мидасе тесно связана с ранней историей фригийцев. Фригийцы первоначально жили в Македонии, но в конце второго тысячелетия до н.э. они переселились в большой регион в северной Малой Азии, который находится в современной области Турции.


Некоторые ранние источники говорят, что царь Мидас, главный герой мифа, был настоящим персонажем - они утверждали, что Мидас был одним из древних фригийских царей, сыном Гордиуса. Христианский писатель Евсевий писал в своей «Исторической хронике» (армянская версия), что Мидас жил примерно с 740/739 до н.э. по 696/695 до н.э. Другие источники говорят о существовании короля по имени Миттаа (MITA), который правил страной Мошки или Мушки (Фригия) между 718 - 709 гг. до н.э.

Мидас считается современником ассирийских царей Тиглатпилезера III, Шалманезера V, Саргона II и Сеннахирима. Летопись Саргона II указывает на то, что в 717 году до н.э. Мидас подписал пакт с лувийским (луитским) королем Кархемиша, начав военные действия против Ассирии.

 
Также сказано в некоторых источниках говорится, что Мидас вынашивал несколько планов, наряду с правителями городов Atuna (Tiana), Gurgum и Meliddu восточной Анатолии, против Ассирийцев. Он предположительно пытался обосноваться в Киликии (на юго-восточном побережье Малой Азии) и, по соглашению с монархами Армении, способствовал народным восстаниям, которые вспыхнули в Каппадокии.


 
Саргон был вынужден строить оборонительные сооружения, чтобы защитить себя от армян и фригийцев. Именно в это время королевство Мидаса достигло своего максимального размера, простираясь от верховьев реки Халис до границ Киликии.

Но Мидас, опасаясь угрозы, которую представляли киммерийские кочевники, позже решил получить защиту от ассирийцев. Он подписал мирный договор, послал Саргону несколько подарков и пообещал давать ежегодную дань ассирийскому царю.

Так Геродот рассказывал, что царь даже дал Сарагону даже королевский трон из святилища в Дельфах. Этот предмет хранился в сокровищнице Коринфа вместе с другими ценными дарами из золота и серебра. При жизни Геродота (середина 5-ого столетия до н.э.) трон был все еще частью Дельфийской сокровищницы.


 
Брак и смерть короля

Говорят, что царь Мидас женился на Демодице (или, по другим версиям, на Гермодике), дочери короля Агамемнона из эолийского города Кума (Киме). Скорее всего, брак состоялся для консолидации экспансионистских тенденций королевства Фригии к западному побережью Анатолии.

Что касается остальной части биографии Мидаса, то известно лишь, что на королевство Фригию сильно повлияло вторжение киммерийцев, кочевого народа северного побережья Черного моря, и в этих обстоятельствах Мидас решил убить себя, приняв яд.

Считается, что гробница Мидаса находится рядом с Гордиумом, бывшей столицей королевства Фригии, в так называемой «гробнице Мидаса». Внутреннее убранство гробницы богато украшено, и археологи, обнаружившие его в 1950-х годах, нашли деревянный гроб и множество погребальных предметов. Во время изучения надписей в этой гробнице есть слово «Мида», отсюда и популярное название гробницы как гробницы Мидаса.

Гробница имеет вертикальную каменную стену высотой 17 метров и шириной 16 метров, с сложными геометрическими узорами, вырезанными на камне. Ученые также считают, что это был, вероятно, фасад древнего храма или монумента, посвященного богине Кибелы.

«Гробница Мидаса»: древняя гробница, найденная в 1950-х годах недалеко от Гордиума, бывшей столицы королевства Фригии. Как сообщается, надписи внутри гробницы включают слово «Мида». (China Crisis / CC BY-SA 2.5 )

Интересно, что именно в Гордиуме Александр Великий в начале своего наступления на Персидскую империю остановился, чтобы разрубить знаменитый гордиев узел, который, согласно легенде, был частью колесницы царя Мидаса. Это был также символ силы жадного монарха, который хотел, чтобы все, к чему он прикасался, превратилось в золото.



Комментариев нет:

Отправить комментарий