Созданная на основе
серии телевизионных передач, книга
Алена де Боттона «Утешение философией
если и не научит вас жить, то, по меньшей
мере, немного успокоит.
В книге учения шести
мудрецов разных времен представлены
так, чтобы преподать современному
человеку урок, как вести себя в самых
повседневных для нас затруднениях.
Осужденный согражданами
Сократ учит не смущаться непопулярности.
Отвергнутый женщинами
Шопенгауэр — не грустить из-за разбитой
любви.
Нищий Эпикур — не
грустить о деньгах.
Страдающий импотенцией
Монтень — не беспокоиться о том, что ты
не соответствуешь чьим-то ожиданиям.
Де Боттон перемешивает
жизнеописания философов с самыми
доступными местами из их трактатов, а
потом разбавляет знакомыми каждому
ситуациями. Ален де Боттон пытается
превратить историю философии во внятный
рассказ.
Возможно, вам стоит
прочесть «Утешение философией», чтобы
задуматься о том, как же в этом мире
выжить. Спасти книга никого не спасет,
но пару полезных идей подкинет.
Оглавление
- Философское утешение для тех, кто не пользуется популярностью
- Философское утешение для тех, кто страдает от безденежья
- Философское утешение для тех, кто страдает от жизненных неудач
- Философское утешение для тех, кто чувствует себя не соответствующим требованиям
- Философское утешение для тех, чье сердце разбито
- Философское утешение для тех, кто испытывает невзгоды
- «Ко времени своей смерти Сократ был женат и имел троих сыновей. Его жена Ксантиппа, была весьма сварливой особой (когда Сократа спросили, почему он на ней женился, он ответил, что объездчики лошадей выбирают для обучения мастерству самых норовистых скакунов).»
- «То, что объявляется очевидным и «естественным», редко бывает таковым в действительности.»
- «Верное суждение - это такое, которое не может быть опровергнуто рациональными доказательствами.»
- «Истина, полученная благодаря интуитивному озарению, подобна статуе, установленной на открытом месте без опор, так что сильный ветер может ее опрокинуть.»
- «Если мы не можем сравнится с Сократом в самообладании, если склонны начинать рыдать от нескольких резких слов по поводу нашего характера или достижений, это может быть следствием того, что одобрение окружающих составляет основу нашей уверенности в собственной правоте.»
- «Счастье заключается в добрых делах.»
- «Общественная жизнь полна противоречий между тем, как нас воспринимают другие, и нашим собственным восприятием реальности. Нас обвиняют в тупости, когда мы проявляем осторожность. Застенчивость принимается за высокомерие, а желание понравится за низкопоклонство.»
- «Мы не существуем до тех пор, пока рядом нет кого-то, кто может это подтвердить; наши слова не имеют смысла, пока рядом нет кого-то, кто бы их понял.»
- «Ничто так не помогает от беспокойства, как размышление. Записав то, что нас тревожит, или обсудив это в беседе, мы выявляем основные аспекты проблемы.»
- «По Эпикуру, мы счастливы, если не испытываем страданий.»
- «Самая простоя снедь доставляет не меньше наслаждения, чем роскошный стол, если только не страдать от того, чего нет; даже хлеб и вода доставляют величайшее из наслаждений, если дать их тому, кто голоден.»
- «Дорогие предметы кажутся удовлетворяющими потребности, которые нами не поняты. Предметы в материальной сфере представляются тем, чего нам не хватает в сфере психологической. Нам нужно упорядочить собственные мысли, а вместо этого нас влекут новые полки с товарами.»
- «Преобладание праздных мнений не является случайным. Оно выражает интересы торговых компаний, стремящихся исказить иерархию потребностей, подчеркивая ценность материальных благ и затушевывая то, что не имеет продажной цены.»
- «Мы можем в конце концов купить джип, но на самом деле - по Эпикуру - нам не хватало свободы.»
- «Мы отправляемся выпить аперитив, а на самом деле - по Эпикуру - мы ищем дружбу.»
- «Нас не поощряют в том, чтобы получать скромные удовольствия - играть с ребенком, беседовать с другом, греться на солнце, есть сыр со свежим хлебом.»
- «Философия должна примирить нас с реальными сторонами действительности и тем самым избавить если не от самих несчастий, то по крайней мере от множества сопровождающих их пагубных эмоций.»
- «Согласно Сенеке, к гневу приводят опасно оптимистические представления о том, каковы мир и окружающие люди.»
- «Самое сильное раздражение вызывают события, которые нарушают наше представление об основополагающих правилах бытия.»
- «Когда что-то причиняет нам огорчение, возникает соблазн счесть, будто это сделано намеренно, - соблазн заменить «и» на «чтобы» : «карандаш упал чтобы разозлить меня» вместо «карандаш упал, и я разозлился».»
- «Как считал Сенека, мудрость заключается в том, чтобы правильно разобраться: где мы можем изменить действительность в соответствии со своими желаниями, а где должны спокойно принять то, чего изменить не можем.»
- «Другие страны возвращают нам ощущение разнообразия возможностей, которого лишают нас провинциальное высокомерие; увиденное склоняет нас быть снисходительнее к самим себе.»
- «Если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости о того, насколько она полезна и нужна ему в жизни. Монтень М.»
- «Невнятное изложение является скорее результатом лени, а не глубокомыслия; то, что легко читается, едва ли было с легкостью написано. Возможно, тяжеловесная проза лишь маскирует отсутствие содержания: запутанность лучше всего скрывает то, что автору нечего сказать, считал Монтень.»
- «Откуда умным людям следует черпать идеи? Их следует черпать от еще более умных людей.»
- «Можно предположить, что многие люди интересны, но если мы находимся слишком близко к ним во времени и пространстве, то не воспринимаем их всерьез из-за нелепой склонности пренебрегать тем, что с нами рядом.»
- «Добродетельная простая жизнь, стремящаяся к мудрости, но никогда не подвергающая презрению причуды, - уже достаточное достижение.»
- «В свете почти нет иного выбора, как между одиночеством и пошлостью.»
- «Воля к жизни заставляет даже убежденных пессимистов бороться за выживание в случае кораблекрушения или серьезной болезни.»
- «Брак заключается не для глубокомысленных разговоров, а для рождения детей.» Шопенгауэр»
- «Присущими им специфическими способами искусство и философия помогают нам, как говорил шопенгауэр, превращать боль в знание.»
- «Те, кто стремиться к свершениям, должны приветствовать всевозможные трудности, говорил Ницше.»
- «Следует видеть цель не в удовольствиях и радостях жизни, а в том, чтобы, насколько возможно, избежать бесчисленных бед. Счастливейшая судьба выпадает тому, кто пройдет по жизни без особых страданий, как телесных, так и душевных.»
- «Добиться свершений невозможно, не чувствую себя часть времени глубоко несчастным.»
- «Только выхоженные мысли имеют цену.»
- «Как писал высоко ценимый Ницше Монтень в последней главе «Опытов», искусство жить заключается в том, чтобы найти применение своим несчастьям.»
- «Спустя 300 лет Ницше пришел к этой же мысли: сравнивая человека с плодородным полем, он советует не пренебрегать ничем и каждое событие, явление или человека превращать в полезное удобрение.»
- «Следует огорчаться не наличием трудностей, а только собственной неспособностью вырастить из них что-то полезное.»
- «Ницше настоятельно советовал любому человеку, стремящемуся к счастью, никогда не пить ничего спиртного.»
- «И христианство, и алкоголь обладают властью убедить нас: тем, что мы считали своими недостатками, да и всем миром вокруг нас, можно пренебречь; и христианство, и алкоголь ослабляют нашу готовность разрешать свои проблемы; и христианство, и алкоголь лишают нас возможности свершений; Ницше называл их «двумя сильными европейскими наркотиками».»
- «Ницше особенно привлекала идея Эпикура о том, что для счастья необходимо жить среди друзей.»
- «Против мужской болезни самопрезрение вернее всего помогает любовь умной женщины.»
- «Не всё то, благодаря чему мы
чувствуем себя лучше, для нас полезно.
Не все из того, что причиняет боль, может
оказаться вредным.»
Скачать книгу можно здесь: Де Боттон А "Утешение_философией"
Спасибо Анне Цукановой-Котт за напоминание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий