10 декабря 1936 года в
форте Бельведер король Англии Эдуард VIII в присутствии своих младших братьев
принца Альберта, герцога Йоркского,
принца Генри, герцога Глостера и принца
Джорджа, герцога Кентского подписал
акт об отречении от престола. Мало того,
что Эдуард остановил свой выбор на
разведенной миссис Уоллис Симпсон, так
она оказалась еще и американкой. Не
только английская аристократия,
смотревшая на заокеанских выскочек с
презрением, но и простые граждане
Великобритании не захотели иметь своей
королевой американку. Перед королем
стал выбор — любовь или трон. И он выбрал
любовь. Как оказалось впоследствии это
решение пошло на пользу всем. Если Ричард
Третий давал пол-царства за коня, то
Эдуарда Восьмой отдал за любовь все
царство.
Все однако, было не так просто
Некоторые представители британского истеблишмента сомневались, будет ли герцог Йоркский достойным королем. По сравнению с представительным и общительным братом он был невзрачен и отличался болезненной застенчивостью. Смущал и его давний физический недостаток - заикание. Возникало опасение, что монарх не сумеет сохранить величие и будет выглядеть жалким во время своих публичных речей.
Учитывая эти моменты, некоторые исследователи допускают, что правительство рассматривало возможность передачи короны через голову Альберта и считавшегося посредственностью Гарри их младшему брату Георгу. Чтобы располагать большим временем для размышлений, Болдуин, вероятно, и просил Эдуарда VIII отложить встречу с герцогом Йоркским.
7 декабря колебания всех сторон, если они были, закончились. Эдуард
и Альберт встретились для решительного разговора, а 10 декабря состоялся
исторический момент. Эдуард VIII подписал акт отречения и обращение к британскому
парламенту и парламентам всех доминионов. По воспоминаниям лорда Маунтбеттена,
он выглядел как беззаботный школьник перед очередными каникулами, а его
спальное ложе в несколько слоев было покрыто телеграммами от губернаторов,
премьер-министров, членов кабинета, мэров городов и простых людей со всех
частей Содружества. Их содержание сводилось к следующему: "Ради бога
не отрекайтесь, не бросайте на произвол судьбы Содружество!" Корона
оставалась вершиной и символом империи, и колониальная администрация опасалась
за прочность трона.
"НАРОДНЫЙ" КОРОЛЬ ГЕОРГ VI
Принц Альберт стал королем под именем Георга VI в день отречения Эдуарда VIII 10 декабря 1936 г. Через четыре дня, 14 декабря, новому монарху исполнился 41 год. Судьба долгое время не баловала Альберта. В детстве он, как и старший брат Эдуард, был обделен родительской любовью и поддержкой. По недосмотру родителей няни испортили ему желудок, суровым обращением спровоцировали заикание, а природа наградила принца вывернутыми коленками и сделала левшой. Врачи справились только с одним недугом. После долговременного ношения шин коленки встали на место. Физическая развитость левой руки, доставившая ребенку немало страданий, в дальнейшем способствовала его спортивным успехам. С болезнью желудка и заиканием Георгу VI пришлось бороться всю жизнь.
Один из свидетелей, наблюдавший за новым монархом в первый день после отречения Эдуарда VIII, вспоминал: "Его лицо было смертельно бледным... Он ничего не видел вокруг. Его воображение рисовало ему бесконечные толпы людей и жестокую уединенность, мир помпезности, в котором раб будет играть роль императора, мир, от которого нет спасения хотя бы на несколько часов". К тому же он знал о предубеждениях, которые имелись в правительственных кругах против него и, в частности, со стороны премьер-министра Стэнли Болдуина.
Между тем первостепенная задача, которая стояла перед Георгом VI, заключалась в том, чтобы восстановить пошатнувшийся авторитет монархии. Основания для беспокойства были. Один из американских авторов, изучивший обстановку в Великобритании, опубликовал в это время книгу "Сумерки британской монархии" под псевдонимом "Американский резидент". В ней утверждалось: "Отречение Эдуарда явилось не только мятежом короля против его министров и парламента, но чем-то большим - бунтом суверена против его собственного института монархии". Возникший кризис, по мнению автора книги, нарушил традиционное табу: люди могли отныне более откровенно говорить о членах королевской семьи, рассматривая их как обычных смертных. И он был прав. Это был первый симптом исчезновения магии, окутывавшей британский престол в течение предшествующего времени.
Вопреки предположениям и опасениям многих в самой стране и за рубежом характер Георга VI оказался тверже, а его дух гораздо сильнее. По-видимому, сработал механизм преодоления трудностей, укрепившийся в нем еще в детстве. Во многом помогла и Елизавета с ее апломбом и творческой инициативой. По свидетельствам многих, наблюдавших короля, он менялся на глазах. Свойственная ему робость уступила место уверенности и почти свободному общению с людьми.
Когда вечером 3 сентября 1939 года в день, когда Англия и Франция объявили войну Германии, король в своем радиообращении призвал народы Англии и всей Британской империи объединиться и быть твердыми в годы опасности. Георг VI стал символом нации в ее борьбе за независимость и свободу страны.
Г.С.Остапенко "БРИТАНСКАЯ МОНАРХИЯ ОТ ЭДУАРДА VIII ДО ЕЛИЗАВЕТЫ II"
Комментариев нет:
Отправить комментарий