Без руководства Уинстона Черчилля Британия, вероятно, не пережила бы свой самый мрачный час и вряд ли успешно отразила нацистскую угрозу. Но без своей жены Клементины Черчилль никогда бы не стал премьер-министром. По его собственному признанию, победа во Второй мировой войне была бы «невозможной без нее».
Клементина была эмоциональной опорой Уинстона и его самым доверенным лицом; Она не только принимала участие в некоторых из наиболее важных военных решений, но и оказывала влияние на своего мужа и правительство, которое могло показаться скандальным для современных глаз. Тем не менее, ее способность очаровать союзников Великобритании и ее гуманитарные усилия на внутреннем фронте вызвали ее глубокое уважение как за закрытыми дверями в Уайтхолле, так и среди населения в целом.
В своей книге «Первая леди: жизнь и войны Клементины Черчилль» биограф Соня Пурнелл исследует особую динамику этого увлекательного союза. От личных и политических потрясений Первой мировой войны до усилий Клементины по сохранению здоровья мужа во время борьбы с Гитлером, Пурнелл представляет историю одной из самых важных женщин в британской истории, которую часто игнорируют.
1
Клементина Черчилль была смелой
Большинство полагает, что жена Уинстона Черчилля была бы довольно робкой, даже покорной женщиной, трепетной перед своим прославленным мужем. Но хотя она скрупулезно избегала противоречить ему публично, она была одной из очень немногих людей, которые никогда не боялись его и боролись с ним наедине, когда она считала его неправым лично или политически.
На самом деле, их ссоры часто были эпическими, а о ее вспыхивающих глазах ходили легенды на Даунинг-стрит и их окружении. Часто Уинстон впоследствии просил о мире, потому что он считал, что солнце никогда не должно зайти в «гневе». Он так стремился избежать ее недовольства, что иногда называл ее «Та, чьи команды должны выполняться
2
Она была далека от идеала матроны из высшего сословия с чувством собственного достоинства.
И Клементина, и Уинстон пережили детство, лишенное многих положительных эмоций, и их решимость вместе пережить все, что противопоставит им жизнь, возможно, коренится в общем чувстве незащищенности.
Ранняя жизнь Клементины была отмечена смертью ее любимой старшей сестры от брюшного тифа; разлука с враждующими родителями и мать, чья безумная любовная жизнь иногда доводила до того, что она забывала дать еду детям.
Клементина несколько раз меняла дом, чтобы избежать кредиторов, и провела год на рыбном рынке Дьеппа и около него. Несмотря на то, что она была внучкой графа, объявление о ее помолвке с Уинстоном было встречено стеной снобского презрения со стороны высшего общества из-за того, что она шила большую часть своей одежды.
3
Клементина всю жизнь питала скрытую враждебность к Консервативной партии, даже когда ее муж был ее лидером.
Она особенно возражала против тех, кого она считала дерзкими, пошлыми тори, и могла «наброситься» на них, если они высказывали взгляды, которые она категорически не одобряла. Она была прирожденным либералом и продолжала продвигать то, что Вайолет Асквит назвала «истинно либеральными» ценностями, а Черчилль называл «розовыми» идеями, не в последнюю очередь за права женщин.
Клементина всегда считала своим долгом действовать как социальная «подпорка» Черчилля и как наиболее близкий ему человек на связи с народом. Время, когда они были наиболее гармоничны в политическом плане - а, вероятно, для нее самым счастливым - было в начале их брака, когда Черчилль сам был либералом и много сделал вместе с Ллойд Джорджем, чтобы заложить основы государства всеобщего благосостояния. Она была здесь, чтобы напрячь его позвоночник и действовать как его радикальное сознание, если он покажет признаки колебания перед лицом враждебности со стороны его собственного класса, и особенно его собственной аристократической семьи.
4.Клементина была выше Уинстона и значительно спортивнее.
Она преуспела в охоте, теннисе и плавании. Ее смех - хриплый смех, который, как говорят, был очень заразительным, - также был намного громче его тихого хихиканья. Он плакал больше, чем она, и у него было больше одежды, в том числе большая коллекция шляп.
В молодости Клементина была чрезмерно пуглива, однажды даже сломала лодыжку, когда убегала от обычного мотылька. Но благодаря своей стойкости и решимости она разделила физическое мужество своего мужа перед лицом большой опасности - не в последнюю очередь во время бомбардировок Лондона во время войны.
5
Брак Черчиллей иногда был непростым.
С Уинстоном всегда было нелегко, особенно в 1930-е годы, когда Черчилли презирали как умиротворители и высмеивали его не только за его взгляды на нацистов, но и на Индию и отречение от престола.
Он никогда не переставал быть импульсивным, эгоистичным или требовательным. На самом деле, не раз между войнами Клементина, как говорят, подумывала о разводе. Тем не менее она осталась с Черчиллем и во время Второй мировой войны стала его опорой: она укрепила его решимость, предотвратила многие из его ошибок и при необходимости давала советы, утешала и даже упрекала.
Самые близкие к паре в те годы видели, что она была его самым влиятельным советником, и что то, как она управляла и поддерживало великана-человека, которого Клемент Эттли описал как «пятьдесят процентов гения, пятьдесят процентов чертова дурака».
Незаметная и за кулисами, она также делала огромные усилия для поддержания жизни в тылу, в то время как Уинстон сосредоточился на том, что происходило за границей. Она стала человеческим лицом правительства Черчилля, но также много сделала для восстановления отношений со Сталиным, Рузвельтом и де Голлем, когда они оказались в серьезном положении.
6. Клементина была секретным оружием Уинстона Черчилля
По-настоящему благодарный Черчилль заявил, что женитьба на этой умной, грозной, но сложной женщине была его самым блестящим достижением. «Ибо что, - спросил он, - могло быть более славным, чем соединение с существом, неспособным к неблагородным мыслям?»
После войны он признал, что она делала «мою жизнь и любую работу, которую я делал, возможной». Тем не менее, большинство историков игнорируют вклад Клементины в победу Великобритании над нацистами и во многих биографиях Черчилля ее роль преуменьшают.
Однако начальник штаба Черчилля генерал «Паг» Исмей пришел к выводу, что без Клементины «история Уинстона Черчилля и всего мира была бы совсем другой.
12 сентября 1958 г. "Золотая" свадьба.
Комментариев нет:
Отправить комментарий