«Я думаю,
мозги людей более интересны, чем их внешность», — сказала голливудская актриса
и изобретательница Хеди Ламарр в 1990 году, за 10 лет до своей смерти.
Попробуйте оценить ум, который затмевал такую внешность.
Яркая
кинозвезда, возможно, наиболее известна своими ролями в фильмах 1940-х годов
«Алжир» и «Сэмпсон и Далила», номинированных на «Оскар». под названием «Bombshell: The Hedy Lamarr Story.» Фильм
рассказывает о патенте, который Ламарр подал на технологию скачкообразной
перестройки частоты в 1941 году, которая стала предшественником защищенного Wi-Fi, GPS и Bluetooth, которые
теперь используются миллиардами людей во всем мире.
История жизни
Ламарр действительно примечательна. Родившись в Австрии, она вышла замуж за
своего первого мужа в 1934 году в возрасте 19 лет. Несчастливо выйдя замуж за
богатого и властного производителя боеприпасов, Ламарр сбежала из дома на
велосипеде посреди ночи.
Она
эмигрировала в США в преддверии Второй мировой войны и на корабле из Лондона в
Нью-Йорк привлекла внимание главы студии MGM Луи Б.
Майера . Ламарр плохо говорила по-английски, но сумела заключить выгодный
контракт на съемки в голливудских фильмах. Венская красавица вскоре
обосновалась в Беверли-Хиллз и пообщалась со светилами, включая Джона Ф.
Кеннеди и Говарда Хьюза, которые предоставили ей оборудование для проведения
экспериментов в ее трейлере во время перерывов на съёмках. Именно в этой
научной среде Ламарр нашла свое истинное призвание.
«Мне легко
делать изобретения, — говорила Ламарр с австрийским акцентом в фильме о ней «Bombshell». — Мне не
нужно работать над идеями, они приходят сами собой».
Однако что не
было естественным для Ламарр, так это известность и вознаграждение, которые она
заслужила за свои идеи. Патент, который она подала вместе с соавтором Джорджем
Антейлом, был направлен на защиту их изобретения военного времени для
радиосвязи, которая «перескакивала» с одной частоты на другую, чтобы нацисты не
могли обнаружить торпеды союзников. По сей день ни Ламарр, ни ее наследники не
получили ни цента от многомиллиардной индустрии, путь к которой проложила ее
идея, хотя американские военные публично признали ее патент на скачкообразную
перестройку частоты и вклад в технологии.
Работа
Ламарр как изобретателя почти не освещалась в 1940-х годах, и это упущение,
которое, по мнению режиссера «Бомбы» и соучредителя Reframed Pictures Александры Дин, вписывается в узкое повествование для кинозвезды в те дни.
«От Хеди они
очень хотели гламура, — говорит Дин в интервью в Нью-Йорке. «Они хотели, чтобы
в кинотеатрах кто-то смотрел на кого-то, кто помог бы забыть обо всех их
проблемах».
Профессор
Ян-Кристофер Хорак, директор Архива кино и телевидения Калифорнийского
университета в Лос-Анджелесе, заявляет в «Bombshell», что глава
студии MGM Луи Б. Майер, который первым подписал с Ламарром голливудский контракт,
считал женщин подходящими под одно из двух направлений: они были либо
соблазнительными, либо их нужно было поставить на пьедестал и любоваться ими
издалека. Профессор Хорак считает, что женщина, которая одновременно сексуальна
и достойна восхищения, не была тем, что Майер был готов принять или представить
кинозрителям.
«Луи Б. Майер
разделил мир на два типа женщин: Мадонны и шлюхи. Я не думаю, что он когда-либо
верил, что она была чем-то другим», — говорит Хорак в фильме, имея в виду
Ламарр.
Хеди Ламарр 1938 - ©Diltz/RDA/Everett Collection (00523921)
Доктор Саймон
Найек, заведующий кафедрой брендинга бизнес-школы ESSEC в Париже и
бывший научный сотрудник Гарвардской бизнес-школы, согласен с тем, что Голливуд
разделил женщин на категории бинарно. Доктор Найек преподает «Антропологию
сильного бренда» в ESSEC и является экспертом по использованию женских архетипов в рекламе и СМИ.
Властная
дама, сексуальная, но умная... Это действительно пугает большинство парней», —
говорит доктор Найек. «Это просто показывает, насколько мы слабы».
Доктор Найек
отмечает, что исторически женщины позиционировались в средствах массовой
информации в рамках устаревших одномерных рамок, созданных с точки зрения
мужчин. В этих рамках многогранных женщин, таких как Ламарр, часто ценят только
за их физическую форму, а не за их способность мыслить, изобретать или творить.
Это повествование об ограниченных возможностях женщин проецируется на
впечатлительную аудиторию по всему миру.
«Положение
женщин почти такое же как игрушки», — говорит доктор Найек. «У них нет права
голоса. И в этом именно
проблема».
Из-за этого
доктора Найка не удивляет, что предпринимательские усилия Ламарра по
производству и постановке фильмов в 1940-х годах не поощрялись. Или что
потребовались десятилетия, чтобы повествование вокруг Ламарр эволюционировало,
чтобы признать ее изобретателем, которым она была.
«Сюжетом
истории так долго были мужчины, — говорит режиссер «Бомбы» Александра Дин. «И
именно мужчины рассказывали историю истории, они были рассказчиками. Так что,
конечно, герои, со всей сложностью и драматизмом, мужчины, знаете ли. Субъект
женского пола часто является кем-то, кто просто подчеркивает качества и
сложность субъектов-мужчин».
Дочь Ламарра,
Дениз Лодер, гордится изобретательностью своей матери и работой, которую она
проделала на протяжении всей своей карьеры, чтобы раздвинуть границы восприятия
женщин. Она отмечает, что ее мама и Бетти Дэвис были двумя из первых женщин,
владевших продюсерскими компаниями и рассказывавших истории с женской точки
зрения.
«Она так
опередила свое время, став феминисткой, — говорит Лодер . — Её никогда так не называли, но она ею точно была».
Комментариев нет:
Отправить комментарий