Маат, также известная как Ма'ат или
Майет, была богиней-женщиной в древнеегипетской религии, которая представляла
истину, справедливость, равновесие и мораль.
Дочь египетского солнечного божества Ра
и жена лунного бога Тота, она служила своего рода духом справедливости
египтянам. Она решала, может ли человек успешно достичь загробной жизни, сравнив
его душу на весах с пером истины, олицетворяла космический порядок
и символизировала стабильность вселенной. Самые ранние писания, в которых она
упоминается, относятся к Древнему царству более 2300 лет назад.
Поддерживая порядок на небе и земле
Стержнем египетской культуры был
порядок, все занимало свое место в мире. Это включало религию, общество и
сезонные изменения. Богиня Маат являлась олицетворением баланса и порядка,
потому что многим египтянам нужно было объяснить мир вокруг них. Именно она
поддерживала движение звезд, смену времен года и порядок на Небесах и Земле.
Противодействующая этому сила была
известна в древних терминах как «исфет» или хаос. Древние египтяне считали
пустыню за рекой Нил хаотичной; в то время как область, близкая к Нилу,
считалась упорядоченной. Вместе эти две силы приносили равновесие в мир, в
котором они жили, и были важной частью повседневной египетской жизни.
Древняя
картина египетского бога Ра и Маат со страусиным пером в головном уборе (Stig Alenas / Adobe Stock)
Изображения Маат
Настенный рельеф Маат
в восточной части храма Эдфу, Египет. Страусиное перо видно на макушке. ( Wikimedia Commons )
Маат обычно изображали в виде женщины,
сидящей или стоящей с распростертыми крыльями на обеих руках. Иногда в одной руке она держит скипетр, а в другой - анкх (символ жизни).
.
Ее статуя обычно располагалась на каменной
платформе, являвшейся прочным фундаментом. Общий символ, связанный с ней, - это страусиное
перо, которое почти всегда изображено в её волосах. Часто перо Маат было
отличительной чертой ее головного убора.
Реже её изображали без головы, вместо
которой было изображено перо. На других изображениях одно только перо передавало
ее присутствие. Это перо и стало символом ее бытия, а также символом баланса и
порядка, в дальнейшем оно стало иероглифом понятия «истина».
Маат как руководитель правосудия
Маат в древнем Египте ассоциировалась с
законом. Начиная с 5-й династии (ок. 2510-2370 гг. до н.э.) визирь,
ответственный за судебную систему, являлся жрецом Маат, и в более поздние
периоды судьи носили ее изображения. Воплощением «Духа Маата» был главный судья,
отвечающий за египетские суды. У него была двойная роль: он служил священником
и работал непосредственно в судах и системе правосудия. «Священник Маат» начиная
судебные слушания, надевал перо Маата, и другие придворные чиновники носили
маленькие золотые изображения богини как знак своей судебной власти, а также
как символ того, что их решение будет сбалансированным и справедливым.
Священники рисовали зеленой краской на
своих языках Перо Маат, чтобы слова, которые они произносили, были правдой.
Священник должен управлять земным наказанием в соответствии с природой
нарушенного закона. Наказания включали штрафы, телесные наказания и в крайних
случаях смертную казнь. Преступлениями против Маат считались ревность,
нечестность, обжорство, лень, несправедливость и неблагодарность.
Считалось, что виновный египтянин
нарушил Дух Маат и подвергнется дальнейшему суду в Подземном мире во время
церемонии оправдания в Зале Двух Истин. «Дух Маат», описанный в литературе
мудрости, содержал практическое руководство с примерами и некоторыми правилами,
применявшимися в предыдущих судебных делах. Эти учебные тексты являлись
«литературой Маат».
Выдержка из «Книги
мертвых», написанной на папирусе и показывающей «Взвешивание сердца» с
использованием пера Маат в качестве меры противовеса. Создано неизвестным
художником
Суд мертвых
«Книга
мертвых» - это коллекция погребальных текстов и заклинаний древнего Египта,
призванная помочь человеку путешествовать по подземному миру и загробной жизни.
Считалось, что без этих заклинаний человек не сможет действовать. В книге
главным является заклинание «Сорок два заявления о чистоте». Это заклинание
состоит из признаний, которые, как полагал владелец гробницы, он совершал всю
свою жизнь. Считалось, что любые преступления, совершенные против Маата, должны
быть записаны.
В Зале Маат проходил суд над мертвыми, в
котором Маат играла важную роль. Церемония под названием «Суд Осириса» была
названа в честь Осириса, бога мертвых. На весах взвешивали сердце умершего, на
другой чаше весов располагалось перо Маат. Если устанавливалось равновесие
умерший считался достойным встретить Осириса в раю. Невесомость их сердец указывала
на то, что их души не были обременены грехами и злом. Если сердце умершего оказывалось
тяжелее, чем перо Маат, оно отдавалось на съедение Аммиту - поедающему душу
монстру, которого изображали с головой крокодила, передней частью льва и
задней частью бегемота , В зале суда были и другие боги, которые являлись
частью трибунала, следящего за взвешиванием сердца. Их также изображали с
пером, но весы всегда представляли Маат.
Египетская богиня Маат
(rysp / Adobe Stock)
Разумно предположить, что ее принципы
помогли народу Египта стать лучше, и что ее можно сравнить с совестью человека.
В Карнакском храмовом комплексе в
Луксорском Египте был небольшой храм, посвященный Маат Хатшепсут, пятому
фараону восемнадцатой династии Египта, первой египетской женщине-фараону. В
основном в руинах, он все еще сохраняет надписи некоторых визирей Рамсеса III и
XI. В этом районе существовал предыдущий храм Маат, о чем свидетельствуют
рельефы и стелы, принадлежавшие царствованию Аменхотепа III. Храм находится в
районе Монту, в самом маленьком из трех корпусов в Ипет-Исут.
Вы можете ознакомиться с тем как вам пришлось бы отчитываться перед Маат - 42 заповеди богини Маат.
10 из них потом стали заповедями Моисея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий