Revolver Maps

пятница, 14 июня 2019 г.

15 июня. День рождения Монны Лизы. Buon compleanno, Лиза!



Диана Хэйлс (Dianne Hales


Нет ни одной улицы, названной её именем. На доме, где она жила, нет мемориальной доски. Хотя её таинственная улыбка очаровала весь мир, Лиза Герардини, родившаяся 15 июня 1479 года, почти незаметна в родном городе. После столетий забвения, 2014 году Флоренция отметила 535 годовщину со дня рождения своей самой знаменитой дочери. Но кем на самом деле была реальная женщина, с которой знакомы все, но которую никто не знает?
Мона (Мадам) Лиза Герардини происходит из древнего рода тосканских рыцарей, владевшего обширными поместьями в Кьянти, прежде, чем они обосновались внутри стен Флоренции. Семья была из самых богатых и воинственных феодалов, за жестокий темперамент их и назвали «герардинами» или «герардинистами».
Ко времени рождения Лизы слава семьи Герардини померкла. Её первым домом стал бывший шерстяной магазин на нищенской улице. Со временем семье Лизы пришлось переселиться в съёмные комнаты на Виа Гибеллина, где её дедушка соседствовал с Сером Пьеро из маленького селения Винчи.
В пятнадцатилетнем возрасте Лизу выдали замуж за вдовца в двое старше её. Амбициозный и скупой торгове шелком Франческо дель Джокондо (1465-1538) бушевал во Флоренции, набрасываясь на прибыль везде, где он мог её найти. Только один человек смягчал его холерический темперамент: женщина, которая стала мачехой для его маленького сына и впоследствии родила ему шестерых детей.
Жизнь Моны Лизы пришлась на самые бурные главы в истории Флоренции - десятилетия войн, восстаний, вторжений, осад - и величайшие художественные события, которые когда-либо видел мир. Среди множества звезд никто не затмевал Леонардо да Винчи (1452-1519), который начал писать портрет Лизы около 1503 года.
Почему универсальный гений Ренессанса отказался от более престижных и богатых предложений и выбрал 24-летнюю флорентийку в качестве своей модели? 
Диана Хэйлс (Dianne Hales)
Глубоко изучившая историю Лизы Диана Хэйлс (Dianne Hales) убеждена, что мастер «sapere vedere» (умеющий видеть) заметил в ней что-то особенное, возможно, её неукротимый ярко сияющий дух Герардини. Леонардо хранил с собой портрет Лизы до конца своей жизни, наполняя его всем, что он узнал о живописи - и о человеке.
После того, как суд вызвал Леонардо в Милан в 1506 году, чтобы завершить давнюю тяжбу, семья Лизы оказалась в водовороте личных бед и политических потрясений. Ее шестой ребенок, мальчик по имени Джокондо, прожил всего месяц. Ее младшая сестра, вынужденная уйти в женский монастырь из-за отсутствия приданого, была обвинена в совершении «непристойных действий» с местными молодыми людьми во время ночной встречи. Ее дочь Камилла, ушедшая в монастырь в возрасте двенадцати лет, умерла в девятнадцать лет.
Грубый муж Лизы дважды сталкивался с обвинениями в ростовщичестве, был на короткое время заключен в тюрьму как сочувствующий Медичи, но в конечном итоге поднялся на высокие политические посты после того, как некогда могущественная династия вернула себе власть. Прежде чем умереть в возрасте 73 лет, Франческо устроил так, чтобы его «благородная» жена жила со своим сыном Пьеро.
Вместо этого Лиза поселилась в Сант'Орсола, монастыре, где ее младшая дочь Мариетта приняла обеты. Вопреки указаниям своего мужа Лиза после своей смерти в возрасте 63 лет в 1542 году предпочла брести вечный покой среди монахинь, а не в семейном склепе. Судмедэксперты пытаются идентифицировать ее останки среди нескольких скелетов, недавно выкопанных из руин монастыря.
Французский король Франциск I, последний покровитель Леонардо, хранил портрет Лизы в роскошной королевской купальне во дворце Фонтенбло. Людовик XIV перенес «её» в Версаль. Наполеон, очарованный «мадам Лизой», держал ее в своей спальне в Тюильри. После двух веков показа в Лувре, Мона Лиза продолжает вдохновлять поэтов, писателей и композиторов, везде можно увидеть её бесконечные копии и карикатуры. Почему?
Шедевр Леонардо совершил нечто большее, чем революцию в перспективе, пропорциях и оптике. Благодаря своему характерному строю (тонкие тени, созданные легкими мазками кисти), Леонардо вдохнул жизнь в портрет Лизы Джерардини. В её глазах и особенно в её улыбке мы видим и чувствуем душу настоящей женщины. И чем больше мы узнаем о ней - как о гордой флорентийке, дочери, жене, матери и музе - тем интереснее она становится.




Фестиваль во Флоренции в честь Лизы



В середине июня во Флоренции в 1479 году акушерка, так называемая леватриса, - так называли акушерок за то, что они «поднимали» (levare) ребенка на свет - осторожно вымыла новорожденную дочь Антонмарии и Лукреции Герардини тёплым белым вином и запеленала в белье. Только ее розовое личико выглядывало из простыней, когда отец обнял бесценный сверток.

У тридцатипятилетнего Антонмарии Джерардини были веские причины ликовать: его первые две жены умерли при родах, и это ужасная участь постигала каждую четвертую флорентийскую мать. Новоявленный отец привел возбужденную толпу amici, parenti e vicini (друзей, родственников и соседей) из скромного магазина переработанной шерсти, который он арендовал на зловонной Via Sguazza через Понте Веккьо, к Battisero di San Giovanni (Баптистерий Святого Иоанна) ). Его измученная жена осталась дома под присмотром дамы, называвшейся гвардадонна (буквально, донна-сторож).

Все флорентийские католики крестили всех новорожденных в Баптистерии вплоть до двадцатого века. Восьмиугольная форма Баптистернии представляла восемь дней: шесть, в течение которых Бог сотворил небо и землю и все, что населяет их, седьмой, когда Он отдыхал, и восьмой, вечный день, который никогда не заканчивается.
Новорожденная дочь Антонмарии Герардини не могла войти в освященный интерьер Баптистерия с не очищенной душой. На ступеньках перед входом священник призвал всех нечистых духов бежать, а Святого Духа прийти на их место. Ее крестные родители, связанные с ней почти так же близко, как кровные родственники, произнесли второе имя младенца: Камилла.
Когда Герардини с сопровождающими вошли в огромный открытый зал, над ними засиял огромный итало-византийский образ Христа  - Царя и Судьи. У восьмиугольного мраморного шрифта священник окропил младенца святой водой. Когда он спросил, как будет называться ребенок, ее крестные родители назвали ее имя «Лиза», дань уважения матери Антонмарии, умершей несколько лет назад.
По традиции, которая возникал шесть лет назад, родной город Лизы празднует её день рождения. На этой неделе Виа Сгуацца будет украшена в стиле «la musa rinascimentale-icona pop». Приглашаются все желающие. Дополнительную информацию можно получить на странице Monnalisa Day в Facebook - здесь.
Поднимем тост за вечную красоту, которая продолжает очаровывать нас через пол тысячелетия после ее рождения
Buon compleanno, Лиза!


Источники https://www.huffingtonpost.com/

Becomingitalianwordbyword 

Комментариев нет:

Отправить комментарий