Согласно последним данным, потребуются действия, сравнимые по масштабу с чернобыльскими.
Джефф Брамфил
По мере удаления от даты аварии на станции Фукусима Дайичи перед инженерами и учеными встает задача ликвидации последствий. Процесса, который может продлиться многие десятилетия или даже столетие.
Эксперты, принимавшие участие в ликвидации различных аварий на АЭС, говорят, что количество радиоактивного материала, которое придется удалить со станции и объемы повреждений делают очистку Фукусимы очень серьезной задачей. Поврежденные реакторы содержат почти 1 000 тонн ядерного топлива и тысячи тонн радиоактивной воды.
На прошлой неделе Toshiba Corp высказала предположение, что на очистку станции потребуется десять лет. Однако, ветераны, принимавшие участие в ликвидации последствий на станции Three Mile в Пенсильвании, считают, что времени потребуется намного больше. Удаление радиоактивных материалов потребует четких действий и разработки сложной технологической программы по удалению загрязнений, вызванных частичным расплавлением топлива и взрывами.
К тому же процесс очистки не может быть начат до того, как будут стабилизированы реакторы. Уровень радиации вокруг станции начинает уменьшаться, но опасность дальнейших выбросов еще существует. Сильные афтешоки 7-го и 11-го апреля вызывают опасения, что остановленные реакторы могут быть повреждены еще больше. Tokyo Electric Power Company (TEPCO), которая управляет станцией, сообщила, что дополнительных повреждений нет.
Доклад Ядерной Комиссии США (NRC) от 26 марта, который стал известен The New York Times, сообщает, что массивные взрывы на станции, произошедшие в марте, разбросали отработанное топливо по территории станции. Представители NRC также считают, что часть уранового топлива из второго реактора могла попасть на бетонный пол возле установки, хотя японское правительство не подтвердило это. Кроме того, в документе отмечается, что охлаждающая вода не циркулирует должным образом в поврежденных реакторах и требуется принудительное охлаждение.
Этот подход создает новые проблемы. В нормальном состоянии система охлаждения является замкнутой. В настоящее же время охлаждающая вода, загрязненная радиоизотопами выбрасывается в окружающую среду. TEPCO уже сообщала, что радиоактивная вода попала в море.
Проблемы, связанные с водой, могут быть приоритетными в операции по обеззараживанию станции, считает Джек ДеВайн, независимый консультант, в течение шести лет занимавшийся демонтажом второго реактора на станции Three Mile Island после того, как в 1979 году там произошло частичное расплавление топлива. Тогда, в следствие аварии, тысячи тонн воды, зараженной цезием-137 разлилось вокруг станции. Потребовалось несколько месяцев для того, чтобы построить систему, способную собрать всю эту воду и пропустить ее через цеолитовые фильтры. Цеолит удалил из воды цезий и другие радионуклиды, после чего вода подверглась выпариванию. ДеВайн считает, что такую систему следует внедрить и на Фукусиме, хотя постоянные утечки пока не позволяют приступить к обеззараживанию. Больше десяти тысяч тонн зараженной воды уже были выпущены в Тихий океан, чтобы освободить место в хранилищах для воды с большим уровнем заражения.
Операция по обеззараживанию реакторов может оказаться еще более сложной задачей. Разбросанные частицы топлива и высокий уровень радиации не позволяет составить точную картину разрушений. Для этого, возможно, придется воспользоваться специальными роботами.
В ближайшем будущем роботы понадобятся для составления карты заражения и обследования разрушений и повреждений.
Могут пройти годы, прежде чем удастся исследовать реакторы. На станции Three Mile Island инженерам пришлось ждать три года, прежде чем уровень радиации снизился настолько, что позволил опустить камеру по контрольной шахте в сердце реактора. На Фукусиме для этого может потребоваться значительно больший срок. Дело в том, что реакторы, нагревающие воду накрыты колпаком из нержавеющей стали и этот колпак может быть поднят кранами, расположенными над реакторами. Взрывы, произошедшие в трех реакторах, скорее всего, повредили эти краны. Так что оператору придется искать какой-то другой способ.
Конструктивные особенности реакторов так же представляет серьезную проблему. Сейчас реакторы представляют из себя жуткую смесь труб, клапанов, металлических обломков. Чтобы удалить топливо, по мнению ДеВина, придется построить одно или несколько зданий для кранов возле каждого реактора. Как понимаете, это дело не одного-двух месяцев. В этой работе будут участвовать не только роботы, но и люди.
Потребуются меры аналогичные чернобыльским, где на месте старого саркофага решено было в 2001 году возвести новый, стоимостью почти в полтора миллиарда долларов. Новый саркофаг будет закончен к 2015 году. И только примерно в 2065 году появится возможность провести очистные работа на поврежденном четвертом реакторе.
Понятно, что TEPCO просто не в состоянии осилить подобный титанический труд и потребуется помощь японского правительства.
К тому же, в Чернобыле не случается природных катаклизмов, подобных японским. За столетие, которое придется простоять такому саркофагу в Фукусиме, Японию постигнет еще не одно землетрясение и цунами.
Поэтому, полагает ДеВин, заткнуть джина Фукусимы в бутылке саркофага и оставить его дожидаться лучших времен может быть по-настоящему очень плохим решением.
Источник:
Nature, V 472, pp. 146-147