Наткнулся на интересную статью. Жаль, что мы так равнодушны к собственной истории и людям.
Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк… Пушкин назвал Ломоносова «нашим первым университетом». Но кому это сегодня интересно? Прижизненные портреты и посмертные памятники правдиво изображают дородного мужчину в обязательном парике — образ, начисто лишенный романтической притягательности. Великий Ломоносов, даром что его имя носит главный ВУЗ страны, остается «нераскрученным», забытым героем нашей истории. Еще при жизни «Ломоносова совершенно не интересовал собственный пиар», — говорит Григорий Владимирович Прутцков, доцент факультета журналистики МГУ имени Ломоносова, исследователь биографии ученого.
300-летний юбилей Ломоносова — повод поближе познакомиться с Михаилом Васильевичем, личностью фантастической и даже авантюрной. Тайн и приключений в его жизни было предостаточно. И первая тайна — «точка отсчета» всех юбилеев, дата рождения Ломоносова. Ведь на самом деле она весьма условна.
Григорий Прутцков: Никаких документов о рождении Ломоносова не сохранилось. В начале XX века, к 200-летию Михаила Васильевича, надо было придумать какую-то дату. 21 ноября — это именины основателя университета, день Михаила Архангела. Вероятно, решили праздновать накануне именин, 19 ноября, поскольку в старину детей называли по святцам и крестили через несколько дней после рождения. Хотя есть вполне убедительная версия о том, что он родился в сентябре. Более того, в XIX веке считали, что Ломоносов появился на свет не в 1711-м, а в 1712 году. Именно по этой причине в России не отмечали 100-летие со дня рождения Ломоносова, юбилей так и остался незамеченным. Да и в ноябре 1812 года Москве было совсем не до празднований.
- Складывается ощущение, что Ломоносов был фигурой идеальной во всех отношениях. Никогда не ошибался, все делал правильно, стихи писал замечательные, опыты проводил гениальные…
Действительно, на фоне другого нашего гения — Пушкина, который и за дамами ухаживал, и в карты играл, и на дуэлях дрался, Ломоносов получается какой-то безгрешный. Даже студенты МГУ мало интересуются биографией Михаила Васильевича, потому что придраться, в общем, не к чему: никаких скандалов и интриг. До того, как заняться изучением жизни Ломоносова, я тоже долгое время был в плену этого убеждения. Но однажды случайно наткнулся на книгу XIX века с биографией Михаила Васильевича. После ее прочтения я несколько дней не мог прийти в себя: от того, насколько это интересный был человек и насколько мало мы знаем о нем.
- Но что-то все-таки знаем?
Основные моменты — да. Например, что он был крестьянином. Но не крепостным, так как на севере не было крепостного права, а государственным. Происходил Ломоносов из достаточно зажиточной семьи. Его отец, имевший два корабля и занимавшийся торговлей, был рыбаком. В XVIII веке, да и в XIX тоже, выпрыгнуть из этого социального сословия было практически невозможно. Уникальность Ломоносова в том, что он не имел никаких возможностей изменить свою судьбу. Ему на роду было написано всю жизнь ловить рыбу — что бы он ни совершил, какое бы гениальное открытие ни сделал. Стать тем, кем он стал, из тех исходных условий, которые были у Ломоносова, было так же реально, как сегодня обычному человеку полететь на Луну: то есть при стечении определенных обстоятельств это теоретически возможно, но, мягко говоря, маловероятно.
- Всю жизнь Ломоносов не просто нарушал, а разрушал устоявшиеся принципы. Как это сходило ему с рук?
Есть такая пословица: что позволено Юпитеру, не позволено быку. И Ломоносов был этим Юпитером. Все, что он делал, для обычного человека было не только нереальным, но даже порой неприличным. Во-первых, он выучился грамоте, что было большой редкостью для того времени. У него было три книги — «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого и «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого — и все три он знал наизусть. В селе он был едва ли не единственным грамотным человеком. В наших архивах сохранилось несколько бумаг, подписанных Ломоносовым от имени своих односельчан, которые потом платили за него полтора рубля пошлины.
- Какой такой пошлины?
Когда Ломоносов решил отправиться в Москву, ему выдали паспорт: в XVII-XIX веках паспорт человеку выдавался, когда он уезжал за пределы своего населенного пункта. Когда приезжал обратно — документ сдавался. Паспорт Ломоносова был действителен где-то до середины 1731-го, а обратно, как мы знаем, он не вернулся. Таким образом, вплоть до пожалования Ломоносову дворянского титула в 1747 году, он считался беглым крестьянином. И в течение шестнадцати лет его односельчане платили за Ломоносова, который уже и во дворец был вхож, и в Академии наук числился, и стихи императрице Елизавете писал, полтора рубля пошлины в год. Для села это были очень большие деньги.
- А на какие деньги он жил в Москве?
Ему дали взаймы три рубля. Никаких друзей и знакомых в столице у него было. Общежития при Славяно-греко-латинской академии не было тоже, поэтому он снимал не просто комнату, а угол в комнате — чтобы было, где спать. Как писал он потом Шувалову, в день он тратил три копейки — на питание, книги и свечи. Соседям 19-летнего Ломоносова по парте было не больше восьми лет, поэтому над ним все смеялись. Однако никакие трудности Ломоносова не сломили: он только и делал, что учился, и за один год проходил три класса. Его стремление к учебе было маниакальным, и сейчас таких студентов днем с огнем не сыщешь.
- Но как ему, сыну крестьянина, вообще удалось поступить в академию?
Он обманул приемную комиссию, представившись сыном холмогорского дворянина.
- Но разве члены приемной комиссии не могли уличить его во лжи и проверить, например, отправив запрос в Холмогоры?
Конечно, могли, но им это просто в голову не пришло: чтобы сын крестьянина — и такие успехи показывал! Он же наизусть учебники «Арифметики» и «Грамматики» знал и весь текст «Псалтыри». То, что он мог быть сыном крестьянина, вообще исключалось.
- Правда в итоге открылась?
Да, но уже на старших курсах, когда Ломоносову предложили поехать в экспедицию в Оренбург в качестве священника. Он решил принять сан и на экзамене сказал, что он сын холмогорского попа. Но на этот раз экзаменаторы засомневались и послали-таки запрос в Холмогоры. И вот тут Ломоносов по-настоящему испугался и решил открыть правду о своем происхождении. Самое мягкое наказание, которое ему грозило, — это отчисление. Самое жесткое — телесное наказание, ссылка и даже тюрьма. Но он отделался легким испугом. Его успехи были настолько очевидны и впечатляющи, что даже такая вопиющая ложь ни к чему страшному не привела.
- Как Ломоносов оказался в Германии?
- После того, как он понял, что ни одно учебное заведение в России его не устраивает (можете себе представить — он еще и условия ставил!), его взор устремился на Запад. Очень кстати пришлась четырехлетняя стажировка в Германию. Среди трех человек, выбранных учиться в германских университетах, оказался и Ломоносов.
- Он знал немецкий язык?
Да, и еще около десяти языков, что для XVIII века было абсолютным рекордом. Нормальным явлением было, когда человек знал четыре языка — например, французский, немецкий, латынь и греческий. Некоторые знали итальянский, некоторые — шведский, кто-то польский. Это сейчас знанием английского никого не удивишь, а тогда это было большой редкостью. Не говоря уже об испанском. Так вот Ломоносов не просто знал все основные европейские языки, он знал еще и арабский!
- В Германии Михаил Васильевич тоже угол снимал?
Как раз в Германии елейный образ Ломоносова и начал разрушаться. Дело в том, что ему дали огромную стипендию, причем без особого контроля: Ломоносов никогда в жизни таких денег не видел. Он тут же раздал все долги, которые оставались у него в Москве и Петербурге, и пустился, что говорится, во все тяжкие. Сохранились сведения о том, что гулял он там на широкую ногу: дебоши, попойки — в общем, отрывался по полной программе, что делает образ Ломоносова очень привлекательным. То есть он не только учился без устали, но и отдыхать хорошо умел. Что касается своего угла, то в Марбурге он снимал квартиру у вдовы пивовара. Ее дочь очень Ломоносову приглянулась, он начал за ней ухаживать. Потом она забеременела.
- Хорошо поухаживал…
Да, они не только за ручку держались. Как настоящий джентльмен с правильными понятиями о чести и долге, он сразу на ней женился, хотя права, в общем-то, не имел. Вплоть до начала XX века студент, чтобы получить разрешение на женитьбу, должен был написать прошение на имя ректора. Считалось, что семейная жизнь будет серьезно мешать учебе. Так, например, сохранилось соответствующее прошение Николая Гумилева с просьбой жениться на Анне Ахматовой. Но, несмотря на то, что у Ломоносова могли быть серьезные неприятности, он все-таки женился.
- Но учиться он продолжил?
Продолжил, но со временем понял, что и этого ему мало. Был у него учитель по фамилии Генкель, с которым Ломоносов часто вступал в полемику. И вот однажды Михаил Васильевич взял и ушел от него, заявив, что тот его ничему не учит. Действительно, получалось, что Ломоносов на тот момент знал больше своего наставника. Вернуться в Россию он решил без жены — чтобы утрясти все формальности. По дороге в Гаагу, откуда в Петербург шли парусные суда, он зашел в трактир, где сидели прусские солдаты. А Ломоносов, надо сказать, очень любил выпить. Есть даже версия, что причиной его ранней смерти стало злоупотребление спиртным в дни его бурной молодости. Со временем он, конечно, остепенился, но пиво любил всегда. И вот эти прусские солдаты пригласили его за стол и напоили Ломоносова до такой степени, что он дал согласие на службу в прусской армии. Когда Ломоносов пришел в себя, он увидел, что одет в мундир прусской армии и что у него в кармане лежат документы на имя прусского солдата. Нам вообще грозило потерять Ломоносова: службу надо было нести в течение многих лет и назад дороги не было.
- Как же ему удалось выбраться?
Хитростью. Убежать сразу было невозможно, потому что часть, в которой он служил, квартировалась в окруженной со всех сторон рвом крепости с наблюдательными вышками. Чтобы усыпить бдительность солдат, он стал всячески показывать, что служба ему очень нравится. Пару раз он даже отличился. Самым удачным временем для побега был промежуток между тремя и четырьмя часами утра. Пока все спали, Ломоносов перелез через крепость, переплыл через ров и прямо в мокрой одежде пробежал десять километров — до государственной границы. Погоня едва не настигла его, еще пять-десять минут — и его бы поймали. Но, к счастью, границу он перебежал, развесил на деревьях мокрую одежду, чтобы просохла, лег прямо на мох в лесу, и проспал, говорят, едва ли не целые сутки.
- В Академии наук в Петербурге его приняли с распростертыми объятиями?
Можно и так сказать, но только чтобы улучшить статистику. В Академии наук, которая к тому моменту существовала уже 16 лет, не было ни одного русского, только немцы. И требовался «русский элемент» — для отчетности, так как Петр Академию наук для того и создал, чтоб русских выучить. Ломоносов пришелся очень кстати: начальник канцелярии Шумахер (который потом до конца своих дней локти кусал, что взял на свою голову Ломоносова, и стал злейшим его врагом), принял Михаила Васильевича с большой радостью — вот у нас, дескать, природный русский, которого мы воспитали. На момент, когда Ломоносова назначили адъюнктом, ему не было и тридцати.
- В Академии знали, что он был женат?
Нет. По всей видимости, Ломоносов не хотел лишних проблем, попутно объясняя, почему женился на немке во время стажировки. И так бы все и оставались в неведении, пока однажды в Академию не пришло письмо от его жены.
- Говоря современным языком, «спалился»...
Именно. Ломоносову ничего не оставалось, как признать тот факт, что он женат, и отправить супруге 100 рублей, чтобы она приехала к нему в Россию. Приехала она не одна, а с братом и дочерью (их сын к тому времени уже умер). Вообще, из всех детей Ломоносова выжила только одна дочь, которая родилась уже в России. К слову, жена декабриста Сергея Григорьевича Волконского Мария Волконская была прямой правнучкой Ломоносова, и за ней очень активно ухаживал Пушкин. Так что чисто теоретически Ломоносов и Пушкин могли бы породниться.
- Интересно, какие бы были гены у детей...
Сам Ломоносов был женат лишь однажды. Вообще, никакой темы «Ломоносов и женщины» или «Амурные похождения Ломоносова» не существует в принципе. Я не знаю ни одной фигуры в российской истории, настолько идеальной в отношении женщин: ни единого намека на адюльтер. И заметьте, во всей его поэзии не было практически ничего о любви. Оды были научными и духовными, были оды императрице, но ни одной — о любви. Любовной теме у Ломоносова посвящены только две строчки в одном из его ранних стихотворений — «Оде императору Ивану Антоновичу»: «В любви со страхом тихо тайте, / Покой моей надежде дайте». Красиво, правда?
- Очень. Пушкин именно поэтому Ломоносова за поэта не считал — из-за отсутствия стихов о любви?
Дело в том, что коль скоро написание стихов входило у Ломоносова в должностные обязанности (кроме стихов о науке и переводов, которые он делал по велению души), писал он их по определенным канонам и строго по схеме. При советской власти Ломоносова часто упрекали в том, что он стелился под императоров, хотя он просто выполнял свою работу. Пушкин такого отношения к поэзии не понимал и не принимал, хотя, конечно, очень чтил Ломоносова, назвав его «нашим первым университетом».
- Каким образом Ломоносов отличился в Академии наук?
Во-первых, он успел настроить против себя абсолютно всех, потому что очень быстро выяснилось, что он гораздо образованнее всех академиков — половина из них даже латыни не знали. Во-вторых, он выяснил, что в Академии наук вовсю процветает коррупция: суммы, направленные на научные открытия, просто списывались, а расходование огромного бюджета никак не проверялось. И Ломоносов начал немцев строить, указывать им на их ошибки, устраивать скандалы. Сначала он хотел не выносить сор из избы и разобраться внутри Академии, но немцы против него объединились и перестали пускать Ломоносова, единственного ученого, который больше всех достиг, на заседания ученого совета. Выпив для храбрости, Ломоносов устроил очередной дебош, и академики направили на него жалобу. Михаила Васильевича посадили на несколько месяцев в тюрьму, где он, кстати, написал стихи. Когда он вновь вернулся в Академию, жалование ему на целый год урезали в два раза — в воспитательных целях.
- Поведение Ломоносова после пребывания за решеткой изменилось?
Совсем нет. Однажды у Ломоносова украли плащ, который он впоследствии заметил в квартире у одного из коллег. Немцы пили и, завидев «русского варвара», начали его оскорблять. Ломоносов, недолго думая, взял деревянный болван для париков и начал крушить все вокруг: стол, посуду, мебель. Досталось и самим немцам.
- Физически он был крепок?
Да, и не просто крепок, а под два метра ростом, северной закалки. Однажды Ломоносов шел по Васильевскому острову, и ему навстречу вышли трое матросов: решили ограбить. Но не тут-то было. Он в два счета с ними расправился, узнал их имена, с какого они были корабля, и на следующее утро пришел в адмиралтейство с жалобой. В другой раз некий русский переводчик в присутствии Ломоносова что-то неправильно перевел. Михаил Васильевич указал ему на ошибку, но тот продолжал настаивать на своем. Ломоносов так рассердился, что схватил медный подсвечник и дал переводчику в глаз.
- То есть по натуре он вспыльчивый был?
Очень вспыльчивый. Но не самодур. Просто его остро беспокоило любое проявление несправедливости, поэтому он считал вполне возможным дать в глаз или устроить дебош. По свидетельствам современников, в жизни он был очень тяжелым человеком. Малейшая несправедливость могла привести к страшному скандалу, особенно когда дело касалось коррупции. Всю жизнь, начиная с приезда из Германии, он воевал с несправедливостью, как Дон Кихот воевал с ветряными мельницами.
- Мы считаем Ломоносова гением во всех областях. Но, может быть, уровень развития наук в то время был не очень высоким, и он просто знал чуть больше остальных?
Я бы не стал так упрощать. Существует распространенное сравнение, что Ломоносов — это русский Леонардо. «Почему же тогда Ломоносов не котируется в мире как ученый?» — спросите вы. Ответ прост: Ломоносов был гениальным человеком, но никудышным менеджером. Его совершенно не интересовал собственный пиар. Его интересовала борьба за правду, его интересовала наука, но он совершенно не интересовался продвижением своего имени. Радио изобрел Попов, но все лавры достались Гульельмо Маркони, который его быстрее запатентовал. Вот это как раз случай Ломоносова. Его волновало, чтобы все сделанные им открытия были применены в России, а не получение от этого какой-то выгоды.
- Можно ли объяснить феномен Ломоносова только его личными способностями, или сыграл роль и тот факт, что он родился на русском Севере, где не было крепостного права и сознание людей было более свободным?
Думаю, что социальные факторы не были преобладающими. Ведь крепостное право существовало на сравнительно небольшой территории России — только в центральной ее части. Крепостного права не было на Дону и на Кавказе, не было его за Уралом и в Прибалтике… Но только оттуда к нам никаких Ломоносовых не пришло.
- Появление нового Ломоносова сегодня возможно?
Всей своей жизнью Ломоносов дает нам понять два важных момента. Во-первых, если ты хочешь чего-то добиться, то добьешься. Надо лишь всегда иметь высокую самооценку, но основанную не на гордыне, а на уверенности в своих силах. Во-вторых, Ломоносов учит нас тому, что, будучи уверенным в своих силах, не нужно бояться спорить с авторитетами. Если мы будем слепо преклоняться перед ними, то ничего нового не достигнем. Я не говорю, что их не нужно уважать. Нужно. Но не нужно бояться поправлять их, выходить за рамки их исследований, добиваться своего. И вот тогда у нас будут новые Ломоносовы.
Екатерина Макаркова
16 ноября 2011
По этой ссылке можно посмотреть on-line советский фильм о Ломоносове
Сериал "Михайло Ломоносов"